1960–1980-е годы прошлого века – время комсомольских ударных строек. Они разворачивались по всей стране, которая тогда называлась Союзом Советских Социалистических Республик. Молодежь, комсомольцы возводили гиганты советской индустрии. В нашем крае самыми известными из них были Красноярская и Саяно-Шушенская ГЭС, БАМ, КАТЭК. Наш регион был в центре этого молодежного движения. Ударные комсомольские стройки (всесоюзные и краевые) вписаны в его историю золотыми буквами.
За туманом и за запахом тайги
Парни и девушки строили по всей стране заводы, электростанции, железнодорожные магистрали, поселки и целые города. Статус ударной комсомольской стройки строящимся объектам присваивали на съездах КПСС. В отличие от строек коммунизма, где работали специалисты всех возрастов, на комсомольских трудилась молодежь. Иногда отряды уезжали на стройки прямо с комсомольских съездов. В том числе в Сибирь. Люди ехали сюда не только за длинным рублем, но и за судьбой, новыми впечатлениями, романтикой. Многим хотелось испытать себя в большом серьезном деле. Молодежь тогда умела мечтать о высоком, а не только о тачках и дорогих смартфонах. Впрочем, одно другому не мешало. Многие зарабатывали в Сибири и на «тачку»: для работников комсомольских строек существовали так называемые «целевые вклады» – ударно поработав, например, на КАТЭКе года три и отложив денег, можно было купить «Жигули» без очереди. А почему нет, если зарплата бетонщика или шпалоукладчика на ударной стройке была рублей 500 и больше, и половину ее можно было безболезненно откладывать.
ЦИФРЫ И ФАКТЫ
9 655 молодых рабочих отправил ВЛКСМ на ударные комсомольские стройки Красноярского края только в десятой пятилетке (1976–1980 годы).
12-тысячный краевой студенческий строительный отряд в 1979 году трудился на 703 объектах, освоил более 30 млн рублей капиталовложений.
Более 12 миллионов советских студентов прошли через стройотряды к середине 80-х годов прошлого века.
14 января 1967 года был создан Красноярский краевой штаб ударных комсомольских строек.
1 122 бойца всесоюзных ударных комсомольских отрядов работали на 15 августа 1983 года на предприятиях объединения «КАТЭКэнергопромстрой».
В 1970–1980-х годах на территории Красноярского края действовали десять всесоюзных ударных комсомольских строек. На них работали более 30 тысяч юношей и девушек. Самые известные объекты, которые возводили молодые рабочие и инженеры, – Красноярский алюминиевый завод, Норильский горно-металлургический комбинат, Саяно-Шушенская и Богучанская ГЭС, Березовская ГРЭС, Красноярский завод тяжелых экскаваторов. Большинство этих предприятий до сих пор промышленные флагманы нашего края. Они напоминают о славном комсомольском прошлом Красноярья.
Интересно, что Красноярский алюминиевый завод объявили комсомольской ударной стройкой еще в 1950-е. Первыми его строителями были отряды пограничников-добровольцев, которые, демобилизовавшись, приезжали на Енисей по комсомольским путевкам повзводно и поротно, да так и оставались навсегда в Сибири, обзаводясь здесь семьями, получая квартиры, врастая в сибирскую землю. Они строили не только корпуса будущего завода, но и поселок Индустриальный, микрорайон Зеленая Роща в краевом центре, где позже образовался Советский район Красноярска. 30 апреля 1964 года на КрАЗе произошла выливка первого металла, а 9 июля 1964 года первую очередь завода приняли в эксплуатацию.
Еще одна великая стройка края – железнодорожная магистраль Абакан – Тайшет. Идея дороги через Саянские хребты для соединения богатой лесом Восточной Сибири с Кузбассом появилась более ста лет назад. Но первые строители этой дороги появились только в 1958 году. Это была одна из первых строек Советского Союза, на которой почти не работали заключенные. На ней трудились парни и девушки, приехавшие со всей страны по комсомольским путевкам. Они-то и проложили через горы и тайгу почти 700 километров рельсов и шпал. 29 января 1965 года из Абакана по только что построенной железной дороге отправились первые поезда.
Кроме всесоюзных, в регионе действовали и 12 комсомольских строек краевого значения. Среди них красноярский аэропорт, Ачинский нефтеперерабатывающий завод, корпуса Красноярского университета, санаторий «Красноярское Загорье» и ряд других объектов.
Последняя в советской истории
КАТЭК стал самой последней и самой масштабной Всесоюзной ударной комсомольской стройкой в истории СССР.
Планы большой добычи дешевого топлива, которым богат Канско-Ачинский угольный бассейн, созревали еще в головах царских промышленников и советских геологов в первые годы советской власти. Но только в 1979 году постановлением Совета Министров СССР № 248 было утверждено создание Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса. Одновременно КАТЭК был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой.
В поселок угольщиков Дубинино и в город энергетиков Шарыпово ехали семьями, комсомольскими отрядами со всей страны строить Березовский угольный разрез и одноименную ГРЭС. В апреле 1980 года прибыли первые 500 комсомольцев всесоюзного ударного комсомольского отряда «Молодогвардеец». На их долю выпало больше трудностей, чем отрядам, прибывшим немного позднее.
В октябре 1980 года на КАТЭК приехал отряд им. Олега Кошевого в составе 580 человек. В его рядах были молодые строители из Литвы, Латвии, Молдавии, Дагестана, Красноярья. В марте 1981 года прибыл отряд им. XXVI съезда ВЛКСМ численностью 545 человек. 1985 год был самым «урожайным» – по комсомольским путевкам приехали около трех тысяч комсомольцев. Не все выдерживали трудности, связанные с работой, жилищными условиями. Уезжали с формулировкой «в связи с окончанием срока действия комсомольской путевки», «по семейным обстоятельствам». Были и такие, с которыми расставались без сожаления, случайных людей тоже хватало.
Состав городской комсомольской организации города Шарыпово с каждым годом увеличивался. На 21 августа 1981 года на учете состояли 3 043 комсомольца, на 1 ноября 1983 года – уже 5 539.
Комсомольцы положили начало замечательным традициям, таким как туристические слеты, конкурсы политической песни, спортивные мероприятия, слеты всесоюзных комсомольских ударных отрядов. Шарыпово до сих пор благодаря стройке город молодежный. И некоторые традиции, заложенные первопроходцами, живы здесь до сих пор.