Заканчивается 2022 год, и сегодня мы подведем предварительные итоги реализации в Красноярском крае нацпроекта «Безопасные качественные дороги», который работает в нашем регионе с 2017 года. Тогда он назывался приоритетным проектом, а с 2019-го стал национальным.
Львиная доля средств, которые предполагается потратить в нашем крае на реализацию проекта до 2024 года, пойдет на развитие региональной и местной дорожной сети – почти 38 млрд руб.
Последние пять лет отрасль динамично развивается. Это стало возможным благодаря не только системной краевой государственной политике по привлечению в регион дополнительного финансирования из федерального бюджета, но и тому, что в крае последние годы ведется большая работа по наполнению собственного бюджета. А значит, мы можем позволить себе вкладывать все больше собственных денег в развитие дорожной инфраструктуры. Например, если в 2017 году краевой бюджет смог выделить на эти цели чуть больше миллиарда рублей, то в нынешнем году – почти 7,5 млрд.
С 2017 по 2022 год в крае отремонтировано более 2 200 км автомобильных дорог. Из них более 1 400 км – в асфальтобетонном покрытии, и порядка 800 км – переходного типа, из щебеночно-песчаной смеси (в народе – гравийки).
В этом году в рамках нацпроекта будет отремонтировано 70 дорожных объектов в 35 районах края на разных маршрутах протяженностью более 300 км. На это потратят более 3,5 млрд рублей.
Жизнь меняется, дороги строятся
Дороги в России ругали всегда. И при коммунистах, и при капиталистах находились недовольные: не там строят и не так, строят мало, строят неправильно… Но я не помню, чтобы когда-нибудь в стране ремонтировалось и строилось столько дорог, сколько последние лет пятнадцать. Особенно в глубинке, в самых отдаленных уголках, где люди веками ездили по грязи или разбитым гравийкам.
И каких дорог! Технологии – самые современные. Тут тебе и струйно-инъекционный метод заделки выбоин, и георешетка, и «ламинирование» дороги с помощью пленки… Сегодня даже от деревни к деревне, вдали от федеральных трасс, не просто кладут асфальт, но и обустраивают все, что вокруг: строят подъезды к дворам, остановки общественного транспорта, пешеходные ограждения, делают освещение и разметку, устраивают ливневки и газоны, кладут водопропускные трубы, строят тротуары и шумозащитные экраны… Один из примеров такого комплексного подхода – ремонт дорог в Минусинске и Шушенском в этом году.
Лет тридцать назад мы о подобном и мечтать не могли. Хорошо помню дорогу из Шарыпово в Ужур во времена раннего Горбачева. Подвеску на УАЗе оторвешь, пока доедешь. Мечтали хотя бы о грейдере, который пройдет и ямы заровняет. А сегодня между этими райцентрами хорошее асфальтовое шоссе.
В этом году между Ужуром и Ильинской шел ремонт участка с 73-го по 79-й км – дорожники все сделали красиво: укрепили обочины, отремонтировали шесть водопропускных труб, нанесли разметку.
Или посмотрите на трассу, которая ведет из Красноярска на юг, в Хакасию и Туву. Приятно ехать. И гостям показать не стыдно. Согласитесь, лет двадцать назад эта дорога выглядела совсем по-другому.
По историческим меркам вчера, в начале нынешнего века, на дороге из Маганска в Береть, особенно на участке через тайгу, можно было так встрять на внедорожнике, что без трактора не выберешься. Сегодня там вполне сносная гравийка, по которой можно проехать на любой машине. Кстати, в 2022 году в рамках нацпроекта было отремонтировано четыре километра этой дороги. В 2023-м планируется еще шесть. Дорога востребована дачниками и туристами.
Очень ждали люди ремонт дороги Сереуль – Степное – Глядень в Назаровском районе. В этом году благодаря нацпроекту был сделан ремонт на трех ее участках общей протяженностью 8 км: уложили асфальт, отсыпали и укрепили обочины, расчистили откосы от кустарников и мелколесья, отремонтировали 15 примыканий, оборудовали новые автобусные остановки и сделали тротуары…
В Енисейском районе завершился ремонт подъездной дороги к станции Абалаково. Собственно, это съезд с трассы Красноярск – Енисейск вблизи села Абалаково, который ведет к железнодорожной станции. Дорогой пользуются пассажиры электричек Лесосибирск – Ачинск, по ней возят грузы лесозаготовительные и горнодобывающие предприятия. Словом, очень важный участок.
В прошлом сезоне отремонтировали здесь первые два километра. В этом – еще пять с половиной. Восстановили асфальт, привели в порядок остановки общественного транспорта, обустроили пешеходные переходы и новые дорожные знаки.
Таких примеров в нашем крае много. Жизнь меняется, и дороги – тоже. Безопасных и качественных все больше. Это радует.
Но претензий у людей еще много. И они обоснованы. Взять, например, дороги к нашим важнейшим добывающим территориям, откуда вывозятся лес и золото. Они не могут и не должны быть такими, как сегодня! По-прежнему в Богучаны, Кодинск и Северо-Енисейск ведут не дороги, а направления. И хотя специалисты стараются поддерживать в живом состоянии хотя бы то, что есть, вопрос пора решать радикально, разворачивать там большую стройку. Власть это, конечно, понимает. Планы сооружения таких дорог есть. Нацпроект пока не завершен.
Развязки, трассы и мосты
Объектов, построенных и отремонтированных за пять лет работы нацпроекта, сотни. Вот только самые знаковые, по годам:
- 2017 – реконструкция подъезда к аэропорту Красноярск, обустройство освещения на этом участке.
- 2018 – строительство транспортной развязки в микрорайоне Тихие Зори, первый этап автодороги в створе ул. Волочаевской от ул. Дубровинского до ул. Копылова в Красноярске.
- 2019 – реконструкция участка автомобильной дороги Красноярск – Солонцы в Емельяновском районе.
- 2020 – реконструкция обхода Красноярска в Емельяновском районе, обустройство освещения на обходе Лесосибирска в Енисейском районе.
- 2021 – реконструкция участка автомобильной дороги Епишино – Северо-Енисейский в Северо-Енисейском районе, реконструкция дороги Хаерино – Красный Курыш с подъездом к Таежному в Канском районе.
- 2022 – продолжается масштабная реконструкция маршрута Красноярск – Элита, после завершения которой (2025 год) на автодороге будет четыре полосы движения, исчезнут левые повороты и светофоры, появится широкая обочина и наружное освещение. Также идет строительство автодорожного моста через р. Енисей в районе п. Высокогорский в Енисейском районе (ввод в эксплуатацию – ноябрь 2023-го) и подъездов к нему (ввод в текущем году).
(по материалам министерства транспорта Красноярского края)