Вернется ли в школы единая форма для учеников?

Вернется ли в школы единая форма для учеников?

В 2024 году в России должен появиться государственный стандарт для школьной одежды. Новые требования уже разрабатываются, а в Минпросвещения РФ заявили о планах законодательного закрепления стандартов на одежду для учеников. Означает ли это, что форма станет обязательной для всех школьников?

Просто и безопасно

Планов по внедрению единого школьного костюма нет пока ни в одном ведомстве. В Минпросвещения желают лишь прописать законодательно необходимость ношения формы, но никак не ее внешний вид. Стандарт, который к концу 2024 года разработает Роскачество, будет определять параметры для тканей, фурнитуры, ниток… вплоть до самых мелких крючков. Все вещи должны будут соответствовать неким требованиям по прочности, износостойкости, образованию катышков и усадке после стирки. Новые правила будут распространены на пиджаки, жакеты, сарафаны, брюки и другую молодежную одежду.

Родителям станет проще выбирать вещи в магазине: если они увидят знак качества, то будут четко уверены в безопасности изделий. Зачем это вообще нужно, спросите вы? А затем, что, когда Роскачество и Минпросвещения РФ исследовали 35 рубашек разных производителей, которые покупают родители своим чадам, лишь две получили одобрение экспертов. Все остальные были похожи на скафандры, в которых ребенок буквально задыхался и потел.

Креатив или вседозволенность?

Общую форму одежды, как в Советском Союзе, отменили почти сразу после распада страны – в 1992 году. Синие брюки, пиджаки с шевронами на рукавах и коричневые платья стали необязательны и довольно скоро совсем исчезли из магазинов. Сегодня можно лишь найти набор для девочек, который чаще всего надевают на школьные праздники – последние звонки.

Впрочем, довольно быстро форма вернулась. Правда, единого стандарта для всех не существует. Как нам пояснили в министерстве образования региона, сегодня каждая школа сама определяет оптимальный дресс-код. В большинстве случаев все сводится к общепринятым в обществе правилам делового стиля. Как нам удалось выяснить из разговоров с педагогами, в учительской среде очень трепетно относятся к внешнему виду ученика – последние писки моды в виде рваных джинсов, мини-юбок, крашеных волос для большинства из них неприемлемы.

Учитель красноярской школы № 129 Ирина Боровик полагает, что форма позволяет избежать многих конфликтов на социальной почве в ученических коллективах:

Считаю, что форма должна быть единой для школы. Во-первых, дети более равноправны – нет явного различия по социальному слою, так как все одеты одинаково. Кроме того, складывается меньше конфликтных ситуаций на почве внешнего вида учащегося. Ну и в целом, конечно, единая форма – это в первую очередь дисциплина.

Что касается самовыражения, то, на мой взгляд, дети должны самовыражаться в школе не при помощи внешнего вида, а проявлять себя в каких-то научных или воспитательных делах. В школе сейчас очень много интересных программ. Пожалуйста, показывайте, что вы можете, все зависит от ваших способностей, умения.

Психолог Юлия Пугачева также считает, что форма – необходимый элемент, который дисциплинирует учеников:

Когда в моем детстве был повсеместный отказ от школьной формы, это воспринималось как некий глоток свободы. Сторонники этого решения утверждали, что форменная одежда сковывает индивидуальность, не дает развиваться креативности и даже может снизить успеваемость.

На деле ничего такого не происходит – достаточно вспомнить советскую школу, в которой форма считалась обязательной. Несмотря на это, образование в СССР было лучшим в мире, а советские ученики не страдали от отсутствия креатива.

На практике ребенок всегда найдет, как выразить себя, в том числе и при помощи формы. Посмотрите на японских подростков – в этой стране форма везде обязательна, однако ученики школ цепляют всевозможные значки на свои жилетки, рюкзаки. Кстати, что-то похожее делали и мы в советское время. В особенности мальчишки этим грешили, видоизменяя шеврон, цепляя значки.

В дальнейшем все это проходит, и человек начинает выражать себя делами, а не внешним видом.

Как выбрать одежду для ученика правильно?

В региональном управлении Роспотребнадзора напомнили правила подбора школьной одежды.

  • Идеальная ткань для костюма или платья – это натуральные лен или хлопок для осени и весны и шерсть и кашемир для зимы. Синтетика не дает коже дышать, а также может привести к возникновению аллергии. Впрочем, отказываться от синтетики в составе тоже не стоит – такие добавки к натуральным материалам позволяют держать форму, увеличивают срок службы изделия и уход за ним
  • От изделия не должно резко и неприятно пахнуть. Особенно этим грешит китайский ширпотреб.
  • В магазине требуйте декларацию о соответствии на данное изделие или сертификат соответствия. Если вам не показали документы по первому требованию, не стоит покупать такую форму.
  • Важно, чтобы ребенку было удобно – правильно подбирайте размер. Обязательно дайте ребенку при примерке не только походить, но и посидеть – нигде не должно давить или натирать. Ведь на уроках большую часть времени сидят.
  • В идеале подобрать несколько предметов школьной одежды. Пока один элемент в стирке, у учащегося есть замена.

Фото Руслана Рыбакова, Олега Кузьмина, Владимира Староватова

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
21 ноября 2024
Анастасия Новикова: «В моей работе пересекаются разные миры: экология, мусор и мода»
Путешествие в мир экологии началось для Анастасии Новиковой с осознания глобальной экологической проблемы — переполнение мусорных полигонов. Девушка решила поделиться переживаниями
Без рубрики
21 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: При поддержке Астафьева в Красноярске открылся Литературный лицей
В конце 90-х годов, в то время, когда многие в прямом смысле не понимали, что они завтра будут есть, в
Без рубрики
20 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Директору краеведческого музея Валентине Ярошевской писатель посвятил повесть «Обертон»
Порой люди, с которыми сводит судьба, становятся роднее родственников. Наверное, такими словами можно описать отношения руководителя краеведческого музея и семьи