Ветер дальних странствий свистит уже не в тех головах…

Ветер дальних странствий свистит уже не в тех головах…
Фото: Андрей Максимов

Опубликованное «Российской газетой» интервью с президентом Русского географического общества – а в этом году РГО исполняется 180 лет – Сергеем Шойгу начинается с тревожного вопроса и почти такого же ответа.

– Сергей Кужугетович, в соцсетях уже не первый месяц обсуждают опрос ВЦИОМ: среди нынешних школьников только 20 % знают, куда впадает Волга. При этом для ЕГЭ географию выбрали всего 2,5 % учащихся. Не значит ли это, что вырастает поколение, которое в буквальном смысле не чувствует своей страны?

– Если оглянуться, лет пятнадцать-двадцать назад картина была куда печальнее. Мы тогда тоже проводили опросы – и ответы, скажу вам, были не просто странными, а пугающими. Многие даже не знали, что Байкал находится в России. Но я не драматизировал бы сегодняшнюю ситуацию. Она меняется – и меняется к лучшему.

Митрофанушка победил

Тема географической тупости сводится не только к качеству преподавания географии в средней школе. Есть множество других причин – к примеру, пресловутый столичный снобизм, равно как и снобизм провинциальный – оба стоят на принципе «кто вы такие, чтобы я знал, где вы живете».

Наконец, надо смириться с тем, что всегда и везде существует некоторое количество народа, которому искренне наплевать, что куда впадает и чем Арктика отличается от Антарктики… Подобное отсутствие интереса к стране и планете само по себе не делает этих людей плохими. В конце концов, мы незаметно наследуем психологию предков, большая часть которых были крестьянами, а земледелие не только воспитывает домоседа, но имеет свою систему жизненных координат.

Моя прабабушка, щупая землю, безошибочно определяла, что и когда надо сеять, знала множество природных тонкостей, каких в учебнике не встретишь, но за девяносто два года жизни не покидала своей деревни – если, конечно, не считать выездов на базар в город и райцентр. И совсем не переживала об этом, поскольку такая жизнь считалась нормальной, почти образцовой, ибо

меж двор шатаются только непутевые.

Но есть и нечто большее – изменилась сама природа странствия и познания Земли. Изменил ее вселенский Митрофанушка с его бессмертным

для чего учить географию, если есть извозчик, который всегда довезет.

Фонвизин, конечно же, не догадывался, какую провидческую фразу вложил он в уста своего персонажа, – хотя бы потому, что не мог знать, что через полтора-два века извозчики будут управлять не лошадками, а скоростными поездами, воздушными и морскими лайнерами, превращающими вопрос перемещения практически в любую точку земного пространства в дело считаных часов или дней.

По-обывательски недоросль вполне разумен. Если вывести за скобки немногочисленную группу профессиональных искателей приключений вроде Федора Конюхова, экстремальных тревел-блогеров и прочих таких же, то нынешний ветер дальних странствий свистит совсем не в тех головах, чем это было лет двести назад, тем более пятьсот.

Когда наш современник не без гордости признается, что он «объехал полмира», то по большому счету он говорит о перемене интерьеров – салон самолета, каюта, купе, гостиница и далее проверенный маршрут. Странствие превратилось в предмет потребления: человек, думая, что «познает мир», всего лишь покупает впечатления, уже заранее просчитанные теми, кто их продает, и поскольку покупает чаще всего задорого, то имеет право требовать комфорта и безопасности – а это уже забота коллективного «извозчика», который и доставит, и обласкает.

География здесь и вправду почти ни при чем – она только повод для поиска нового впечатления.

Цена знания Земли

Древность и особенно Средневековье оставили огромное число рассказов о путешествиях, читая которые испытываешь необъяснимое чувство неловкости – то есть неловко говорить о том, что сам где-то побывал. Нынешнее путешествие требует денег, тогдашнее – денег плюс готовности страдать и, если придется, принять смерть, ибо только такой ценой доставалось познание Земли.

Кроме того, от человека требовалось бессчетное множество знаний, критически необходимых в путешествии, – где, с какими людьми и как говорить, чтобы не навлечь беду; как нанять корабль, который доставит на нужный берег, а не на рынок рабов; сколько и какого продовольствия запасти, чтобы не умереть с голоду, пересекая степь; где начинается местность, в которой никому нельзя спать, потому что грабят здесь круглые сутки, а не только по ночам… Само собой, требовались навыки владения оружием хотя бы на уровне исправного воина.

Для той ситуации абсолютно нелепой выглядит фигура «искателя приключений», появившаяся только в пору расцвета романтического жанра. Путешествовали люди, имевшие вполне четкую цель, – например, паломники, но чаще всего – купцы, дипломаты и профессиональные географы, познания которых ценились чрезвычайно высоко в ту пору, когда Земля была большей частью «белым пятном».

Их сочинения по сути отчеты о командировках. Особенно плодовиты в этом были исламский мир в пору своего расцвета, затем Европа. Русские подключились к мироописанию сравнительно поздно, хотя путешествовали не меньше арабов и франков.

Тверской купец Афанасий Никитин стал вторым европейцем, побывавшим в Индии (первым был итальянец Никколо Конти). Его знаменитое «Хождение за три моря» имеет сюжетный «двигатель», во многом типичный для того времени. В Астрахани караван, с которым он шел, ограбили; на двух оставшихся судах чудом удалось уйти в море, но бурный Каспий не пощадил – выбросил один из кораблей неподалеку от Дербента, и все бывшие на нем стали добычей тамошнего воинственного племени. Афанасий, и здесь уцелевший, поднимает все связи, чтобы вызволить товарищей из неволи. Это ему удается, а поскольку сам он лишился почти всего товара, взятого в долг, просит ширваншаха оплатить, также в кредит, его возвращение на Русь. Правитель отказывает, и Афанасий идет домой «обратным путем», через Персию, Индостан, Аравию, Турцию… «Хождение» займет шесть лет, с 1466 по 1472 год, и до родной Твери купец не доберется, умрет где-то под Смоленском.

Удивительно, но в 1476-м тот же сюжет повторится с венецианским дипломатом Амброджо Контарини. В Астрахани местное начальство намеревалось продать его на рынке – итальянцу удалось откупиться огромной суммой, взятой под большие проценты у ехавших с ним русских и татарских купцов. Деньги намеревался вернуть в Москве, но денег не нашлось, и надо было ждать, пока Синьория пришлет, а это год, не меньше.

Но у того сюжета был счастливый финал: Иван III, узнав о беде венецианца, сказал: отправляйся, бедняга, домой, я все оплачу.

Сочинение Контарини интересно тем, что он подробно описывает тяготы пути, что, в общем-то, не приветствовалось в корпорации странствующих – читателю интересно, что ты видел, а не как ты страдал, ибо это само собой разумеется…

Все вышесказанное вовсе не в укор современникам: просто есть вещи, которые прогресс отнимает, и одна из них – глубокая, личная прочувствованность знаний о Земле и людях, которые некогда давали странствия.

А с преподаванием географии и вправду надо что-то делать – хотя бы потому, что грех русскому человеку, даже заклятому домоседу, не знать, где Байкал и куда Волга впадает.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Март 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
13 декабря 2025
У каждого должна быть своя Вахта Памяти
Ребята из поисковых отрядов понимают важность своей миссии, они возвращают имена пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. Отыскивая останки
Без рубрики
12 декабря 2025
Красноярск станет красивей и уютней
В уходящем 2025 году в Красноярске активно продолжались работы в рамках программы комплексного развития территории (КРТ). Благодаря этому механизму в городе
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности