Геннадий Петрович Рункелов позвонил в редакцию газеты «НКК» с просьбой: «Помогите найти сведения о родных». Ветерану 95 лет, он решил восстановить историю своей семьи по отцовской линии.
О своих предках по отцу Геннадий Петрович знает немного. Несколько лет назад его отец Петр Антонович Рункелов рассказал, что их прадеды прибыли в Сибирь по столыпинской реформе из Прибалтики. И фамилия их тогда звучала Рункялу.
Новоселов определили в Новоселовский район в деревню Кома. Здесь и жили прибалты до тех пор, пока в семье Рункялу не произошло горе.
– Примерно в 1910 году к полицейскому участку в Красноярске подошла повозка, в которой сидели четверо детей: два мальчика и две девочки, – рассказывает Геннадий Петрович. – А в повозке письмо: «Жена у меня умерла, потому сам воспитать ребятишек не смогу». Полицейские разделили детей – мальчиков определили в мужской монастырь, а девочек в женский. Сначала в Красноярске, а затем увезли в Знаменский монастырь, что на стеклозаводе (поселок Памяти 13 Борцов). Здесь их и записали Рункеловыми. Рассказывают, что в революцию, когда к Красноярскому уезду подходил Колчак, в женский монастырь приехала жена казачьего атамана Семенова – интересовалась судьбой девочек из нашей семьи. У нас до сих пор сохранилась ее фотография с надписью «До конца дней своих помнить буду».
По рассказам своего отца Геннадий Петрович знает: жизнь его деда оборвалась в том же 1910 году. Оставив детей у полицейского участка, он утопился в Енисее.
– Отец мой сначала был в монастыре при стеклозаводе, а затем очутился в Енисейске – на воспитании настоятеля одного из енисейских храмов. Там он получил образование, специальность, – рассказывает ветеран. – Вернулся в Красноярск, женился и долгое время работал на Знаменском стеклозаводе электриком. Оттуда и ушел на войну.
Геннадий Петрович рано покинул отчий дом в поселке Памяти 13 Борцов Емельяновского района. Сначала учился в ремесленном училище в Красноярске, затем ходил на корабле, работал начальником связи Злобинского порта, был переведен начальником связи в Хакасию. В Красноярск вернулся только в 2005 году.
– Я знал всех родных со стороны матери, а вот у отца родственников не было. И я, пока был молодой, не интересовался их судьбой, – говорит Геннадий Петрович. – А сейчас хочется найти потомков брата и сестер моего отца, вместе с которыми он попал в монастырь. Возможно, в поселке Кома помнят фамилию прибалтов Рункялу.
Конечно, старого села Кома, которое стояло на берегу Енисея напротив Новоселово, уже не существует. Оно ушло под воду Красноярского водохранилища при строительстве ГЭС. Но, по воспоминаниям очевидцев, до революции было самым крупным населенным пунктом в этой местности.
С 1905 по 1924 год оно являлось волостным центром Комской волости, объединяющей более 20 населенных пунктов правобережья Енисея. Главной достопримечательностью села была Покровская церковь. Она просуществовала 110 лет.
Возвращаясь из поездки по южным районам губернии, Кому посетил первый Енисейский епископ Никодим, который заехал в Покровскую церковь и сделал запись в своем дневнике:
В десятом часу приехал к селу Комское. Великолепная местность, горы делают своеобразный амфитеатр. На дне его, у речки, – село. Горы зеленые, покрыты тучной травою, березняком, прочим. Но есть и выдававшиеся скалы. Здесь есть в горах пещера. Крестьянин, бывавший в ней, сказывал: не руками человеческими сотворена сия пещера. Сами горы треснули, сделали провалы и пустоты. Пещера эта недалеко от села. Здесь одна гора называется Турецкая, отсюда речка Чулым только 8 верст. Она впадает в Обь. Село красивое, по речке Кома, впадающей в Енисей. Церковь в конце села на холме каменном. Новая, просторная, светлая, но иконостас весьма бедный.
Прослужила церковь до тех пор, пока село Кома не попало в зону затопления в связи со строительством Красноярской ГЭС. Она работала до последнего дня – до осени 1966 года. Прежде чем пустить село под затопление, храм взорвали. Сейчас иконостас Комской церкви установлен в Красноярске в Покровском храме.
После затопления построили новую Кому. Расположилась она рядом с сосновым бором, посаженным на горе Турецкой в 1947–1948 годах.
Если сохранились сведения о переселенцах из Прибалтики с фамилией Рункялу или история Геннадия Петровича Рункелова очень напоминает рассказ ваших предков, звоните в редакцию газеты «Наш Красноярский край» 8 (391) 219-17-71.