Выход на пенсию – не повод терять интерес к происходящему и превращаться в скучающих старичков на лавочке. В этом убеждены ветераны-педагоги – люди неравнодушные, энергичные, искренне желающие потрудится во имя сохранения традиционных ценностей нашей страны. Они решили, что будут активно участвовать в общественной жизни, передавать накопленные знания.
Создали музей
Пример тому – Степан Петрович Аверин, председатель организации ветеранов педагогической отрасли края. Как рассказывают про него коллеги, «имеет большой опыт педагогической и управленческой деятельности – заслуженный авторитет в крае, умеет успешно реализовывать идеи. Его безграничное уважение и любовь к людям, способность вдохновлять и вести за собой – залог успешной деятельности ветеранской организации».
А направлений этой деятельности много.
Это и работа по сбору материала, подготовка к изданию, публикация и презентация книги «История народного образования Красноярья. 100 лет», альманаха «10 лет совету ветеранов педагогического труда Красноярского края», сборника «История и люди специального образования: 1917–2017 гг.».
Одним из важнейших проектов стала работа по созданию музея истории образования в крае. Осенью этого года музею исполнится 10 лет. Уникальное пространство появилось в здании института повышения квалификации работников образования – идея принадлежала Степану Аверину и Галине Вебер. Сейчас музей – это центр просветительской деятельности, где проходят экскурсии и другие мероприятия, идет сбор материалов по истории развития образования города и края. Его галерея «Золотой фонд системы образования Красноярского края» – это дань уважения людям, которые своим трудом, талантом преданно служили просвещению, добились значимых результатов в развитии краевого образования.
Работа со школьниками
Но, пожалуй, одно из самых ценных направлений – работа со школьниками.
Ни для кого не секрет, что современная семья далека от идеала – значительное число детей растет либо без отца, либо с его минимальным участием в их жизни.
Но даже в полной семье зачастую родители вынуждены работать столько, что времени на ребенка просто нет, даже на обычный разговор дольше 15 минут. А такое «личное время» для маленького человечка не менее важно, чем дорогой телефон, репетиторы и модная одежда. Поэтому встречи старшего поколения с молодежью и школьниками всегда получаются очень душевными и эмоциональными.
К примеру, на встречах «Солдатская гармонь!» они вместе поют песни, читают стихи о Великой Отечественной войне. Эти строки дорогих для всех нас произведений, которые стали символами эпохи, о героизме и готовности к самопожертвованию наших людей, очень сближают, и пусть одному участнику встречи может быть 70, а другому всего 10 лет.
Интересная практика появилась в кинотеатрах «Дом кино» и «Мечта»: перед показом советских фильмов выступают ветераны, рассказывают о замысле, сюжете, делятся воспоминаниями о своей жизни. Современным детям порой сложно понять некоторые традиции и явления из жизни обычных людей времен Советского Союза – многое исчезло безвозвратно. После душевных рассказов, где пожилые люди непременно вспоминают тот период, примеры из собственной жизни, сама картина уже смотрится и воспринимается совершенно по-иному.
Работают ветераны образования и с ребятами в школьных музеях.
Музейная педагогика стала связующей нитью между поколениями, –считает Татьяна Сеткова, председатель городского совета ветеранов педагогического труда. – О том, как должна выстраиваться работа, обсудили на семинаре «Роль музейной педагогики в совместной работе школы, профсоюза и ветеранов педагогического труда», который вызвал очень большой интерес как со стороны школьной общественности, так и самих ветеранов.
Мы строим единое образовательное пространство, объединяем ветеранские педагогические организации и учреждения образования, работаем по программе «Школьный музей – это уникальное пространство для встреч с ветеранами», – отмечает важность совместной работы Марина Аксенова, начальник главного управления образования администрации Красноярска.
Хорошей традицией стали ежегодные встречи совета ветеранов с министром образования нашего региона.
Они очень ожидаемы, так как дают хороший эмоциональный и деловой заряд для последующей работы, – отмечает Степан Аверин. – Это еще возможность обсудить состояние образования в регионе, определить возможность участия ветеранов в этом процессе. Наряду с деловой частью есть и другие моменты – награждение юбиляров, вручение памятных сувениров. Встречи проходят в теплой, доверительной атмосфере, при активном участии Светланы Маковской, Людмилы Косарынцевой, сотрудников Дома работников просвещения и его директора Аллы Фроловой.
Благодаря нашим ветеранам педагогического труда – хранителям исторической памяти, людям с очень активной жизненной позицией, выполняются очень важные задачи для современного образовательного процесса. Это и патриотическое воспитание школьников, и передача опыта молодым коллегам, и сохранение важных исторических документов для будущих поколений.