В правительстве страны не оставляют намерений навести порядок на рынке такси: избавить рынок от нелегалов и усилить ответственность служб заказа. Законопроект после первого чтения в Госдуме согласуется кабинетом министров. Напомним, предыдущие попытки превратить частный извоз в цивилизованный бизнес так и не увенчались успехом.
Поворот не туда
Правительство за последние годы несколько раз пыталось избавить население от частников-нелегалов – водителей гоняли с остановок, где они обычно собирали клиентов, штрафовали за «шашечки» без лицензии, проверяли автостраховку… Все без толку. Так называемые бомбилы продолжают стоять, хоть и не в таком количестве, как раньше, теперь уже рядом с остановками, а опознавательные знаки предусмотрительно снимают. Большая часть из них перебралась в Сеть, работая на службы заказа такси. С виду все легально – название компании, телефон, иногда даже раскрашенные в фирменный цвет машины.
По разным оценкам, в крае до 50 % нелегальных таксистов. Подсчитать точную цифру невозможно, потому что периодически подрабатывают многие водители. В таксисты идет кто угодно – от студента до испытывающих проблемы предпринимателей
На самом деле юридически агрегатор, собирающий и распределяющий среди водителей заказы, ни за что ни перед кем не отвечает. Диспетчерская служба – это не таксомоторный парк в классическом понимании. Здесь нет гаража, никто не работает официально – оператор просто передает заказ любому незанятому водителю из базы данных. Попасть в базу может практически любой, кто имеет права и владеет собственным авто. Для этого достаточно простой регистрации через Интернет. Большинство работников таких компаний никогда не видели своего босса.
В краевом управлении ГИБДД подтвердили, что сегодня в таксисты может пойти кто угодно – никакого контроля или особых требований не существует, а поймать компанию за руку очень сложно:
– Сотрудники полиции уже не раз задерживали пьяных водителей, занимавшихся извозом. Такие случаи повторяются регулярно. Мы боремся с этим явлением. Однако в большинстве случаев применяем санкции исключительно к водителю, но не к компании, на которую он работал. Доказать принадлежность к определенной фирме зачастую невозможно, так как между сторонами не существует юридических обязательств. Службы заказа такси, как они сами поясняют, всего лишь оказывают информационные услуги – сводят потребителя с поставщиком. Естественно, ситуация требует скорейшего разрешения и принятия жестких мер.
На самом деле поездка с нелегалом может обойтись очень дорого. Водитель не знает города, оскорбил клиента, увез не туда, опоздал… Подобных случаев немало. Но клиент остается один на один с проблемой. Ведь «таксист» не числится ни в какой фирме.
Периодически из разных регионов приходят новости о пассажирах, измазанных зеленкой за то, что у них не хватило денег на поездку. Известен случай, когда таксист завез пенсионера в лес и там его бросил, в результате мужчина замерз. Совсем уж шокирующая история, когда водитель помогал бандитам довозить жертву до места убийства.
Юрист Дмитрий Провоторов рассказывает, что самая явная опасность кроется не в том, что вас не туда увезут, нахамят или побьют:
– Некоторые операторы такси выставляют определенные требования к водителю и автомобилю, что якобы должно гарантировать безопасность, однако это лишь формальность. В подобных компаниях никто не проводит техосмотр (а в такси, как вы знаете, это необходимо делать чаще), водители не проходят предрейсовый контроль с участием врача. Все на совести самого водителя. То есть за безопасность никто по большому счету не отвечает. В случае ранения или гибели пассажира по вине частника отсудить средства у компании будет невозможно, так как в большинстве случаев каких-то гражданско-правовых отношений между сторонами не существует. Кстати, и самому водителю в случае аварии никакой поддержки от компании не достанется. По сути, таксисты находятся в еще более невыгодном положении, чем их пассажиры.
Сложилась парадоксальная ситуация – современные интернет-технологии, призванные упрощать жизнь, дали второй шанс серым схемам. По сути, сфера частного извоза сейчас никаким образом не регулируется.
Дешево, но без гарантий
Авторы законопроекта рассчитывают, что четко прописанные нормы того, что собой должна представлять служба такси, помогут нормализовать ситуацию на рынке. В документе прописано, что агрегатор заказов в обязательном порядке должен быть юридическим лицом, иметь собственный сайт на российских доменных зонах. И самое главное – если в рядах таксистов, получающих заказы через фирму, окажется нелегальный извозчик со стороны, компания рискует 300–400 тысячами рублей штрафа. Все службы при этом должны быть занесены в особый реестр.
Ожидается, что у официальных операторов не будет возможности демпинговать, так как в тариф в обязательном порядке должна быть заложена заработная плата водителя, стоимость поездки, социальные отчисления, налоги и пр.
Представитель одной из компаний такси рассказал, что большинство служб заказа привлекает людей низкими ценами:
– С ними конкуренция невозможна, так как они даже не покупали автомобили, поэтому могут себе позволить держать низкую цену. А тот, кто приобретал авто, следит за ним, выдает путевой лист, где есть штат водителей, таких цен себе позволить не может. Потребитель сам должен думать: он хочет дешевле и без гарантий или чуть дороже, но безопасно. Нужно, чтобы потребитель тоже принимал участие в формировании культуры перевозок. Одними требованиями к компаниям мы ничего не добьемся.
По словам участников рынка перевозок, существенно исправить ситуацию могло бы введение лицензирования, для получения которого необходимо наличие автопарка, страховки, профессиональных водителей, механиков и т. д. Кроме того, такси должно иметь преимущество перед личным транспортом в городском трафике, то есть двигаться не в общем потоке, а по выделенным полосам, иметь места стоянок в разных частях города (для более оперативного выезда к клиенту) и работать исключительно с сертифицированными водителями.
IT-предприниматель Антон Коваленко считает, что даже при принятии закона нелегалы найдут лазейку:
– Возможно, операторы изобретут другие схемы. Сейчас все работают в основном в телефонном режиме или через Сеть. Всегда это прямой заказ. Однако ведь можно предлагать что-то вроде услуг попутки. Такие сайты есть и сейчас в Сети, однако это не такси. При надлежащем подходе можно их трансформировать в подобие услуг заказа. Необходимо, чтобы в законе учитывался и этот фактор. На мой взгляд, нелегальные перевозки существуют не только потому, что нет регламентации, но и из-за нас с вами. Ведь к пьяным водителям садимся мы сами, мы сами согласны ехать на непонятных машинах прямо с остановки, мы не спрашиваем лицензии, мы считаем: чем дешевле, тем лучше… Населению тоже нужно разъяснять, что так делать нельзя. Мы должны сами заботиться о своей безопасности.
Любишь катать?
В Татарстане решили, не дожидаясь федеральных законов, решить проблему нелегалов в такси. В госсовете республики готовят проект норм, ужесточающих требования к перевозчикам. В частности, планируется ввести обязательное лицензирование. В Краснодарском крае вовсе запретили работать нелегалам. По оценкам властей, в регионе было около 33 тысяч теневых таксистов, которые недоплачивали в бюджет в виде налогов более полумиллиарда рублей ежегодно. Согласно местным нормам, теперь заказ может быть передан лишь юридическому лицу, а не частному водителю. При этом обязательно наличие договора между сторонами.