20 февраля 2018 Красноярский музыкальный театр отпраздновал свой 59 день рождения и начал подготовку к юбилейному творческому сезону. Приближаясь к этому событию, мы будем вспоминать, чем жил театра на протяжении шести десятилетний, артистов, с которыми была связана история театра. И откроет рубрику история солиста Музыкального театра с (1985-2017) заслуженного артиста России Виктора Семеновича Савченкова, который больше 40 лет отдал музыкальному искусству.
Его театральная жизнь началась в 1977 году, когда молодой артист выпускник Киевской консерватории приехал в только что открывшийся самый восточный оперный театр Советского союза.
— Я приехал в Красноярск самым первым и встречал своих будущих коллег, – вспоминаем заслуженный артист России ныне солист Красноярского музыкального театра Александр Литвинов, – Как сейчас помню нашу первую встречу с Виктором: выходит высокий, стройный парень, в коричневом плаще, очень эффектный. Мы сразу нашли общий язык и стали друзьями. У него было замечательное чувство юмора. Я называл его ВиктОр, он меня Санек. Работали вместе не только на сцене: в первый год в перерывах между репетициями ходили утеплять гримерки. С подготовкой новых спектаклей, готовили и сам театр.
Виктор Семенович начинал баритоном и пел в Красноярском оперном театре ведущие баритоновые партии: Фигаро в «Севильском цирюльнике», Онегина в «Онегине», Роберто в «Иоланте», но вскоре в его репертуаре стали появляться и сложнейшие теноровые. Сильный голос с развитым верхним регистром позволил ему исполнять самый разнообразный вокальный материал.
— У него очень хорошо верхний регистр звучал. И кто-то ему посоветовал попробовать себя в тенорах. Витя сначала посмеялся, но вскоре, удивительно для всех, легко перешел на новый репертуар. У меня было ощущение, что он вчера заснул баритоном, а на следующее утро проснулся и запел тенором. Обычно поменять голос – это очень сложный тяжелый и долгий процесс. У него это получилось невероятно легко, – вспоминает народная артистка России Лариса Марзоева, – после мы работали с ним в паре: Альфред и Виолетта в «Травиате», Герцог и Джильда в «Риголетто», Фигаро и Розина в «Севильском цирюльнике», Водемон и Иоланта в «Иоланте»».
После 8 лет в опере, в 1985 году, Виктора Семеновича приглашают в театр музыкальной комедии (сейчас Музыкальный театр), где он сразу начинает играть в амплуа героя-любовника. Высокий, стройный и бесконечно обаятельный он завоевал не мало женских сердец в образе безупречного героя, красавца-мужчины.
В каждой своей роли, будь то опера, оперетта, музыкальная комедия, он поражал зрителей силой и красотой голоса, умением передать всю многогранность своих персонажей, вкладывал в роль не только вокальное мастерство, но и чувства, переживания, жизненный опыт. Создавал очень разных, но всегда искренних героев, со своими переживаниями, внутренним миром.
Однако Виктор Семенович не остановился на амплуа героя. Он с большой радостью работал и простаков, и характерных и сказочных персонажей. С одинаковой глубиной и точностью воплощал самые разные образы, независимо от жанра, будь то классическая оперетта, музыкальная комедия или мюзикл.
— Талантливый артист – талантлив во всем. Избитая фраза, но это действительно так. Ему удавались все роли. Не только зрители, но и мы, артисты, с удовольствием наблюдали за его игрой и удивлялись, как органично он перевоплощался из героя в комического персонажа, – вспоминает солистка Красноярского музыкального театра заслуженная артистка России Галина Кичка.
— Виктор всегда точно передавал замысел режиссера, драматургию спектакля. Не врал, не переиначивал на свой лад. Был точен в музыке, словах, танце, – вспоминает Александр Литвинов, – и до последнего дня и часа был востребован театром.
— Он был разноплановый артист. У Вити никогда не была страха, переживания, что он чего-то не споет. Все гладко получалось и публика его любила. С коллегами по цеху он всегда был честен. Ты если его спрашивал, он что думал, то и говорил. Если относился к чему-то с иронией – не скрывал этого. Очень легкий человек в работе, веселый, приветливый. Никогда я не видела его угрюмым, – вспоминает Лариса Марзоева, – в последние годы часто встречала его. Я за рулем, а Витя на велосипеде рассекает по Красноярску.
Для молодых артистов он был стал другом и наставником. Коллеги с особой теплотой вспоминают его человеческую и профессиональную помощь. Всегда очень деликатно, чтобы не обидеть Виктор старался подсказать, помочь советом, если это было необходимо. Передавал свой опыт молодым артистам, которые только начинали свой путь.
Когда-то, будучи 17-летним юношей, Виктор Савченков услышал «Королеву красоты» в исполнении Муслима Магомаева, и это событие предопределило его дальнейшую судьбу: ему отчаянно захотелось научиться петь. Петь так, чтобы мелодия, слова, голос проникали в сердце и оставались в душе каждого слушателя. И это у него получилось. Зрители, друзья и коллеги запомнили его, как непревзойденного актера и певца, друга и наставника.
Заслуженного артиста Виктора Семёновича Савченкова не стало 2 октября 2017 года.