К сожалению, главным событием недели стала гибель четырех детей на пожаре в Лесосибирске. Когда остыл пепел пожарища, стали выясняться подробности, которые вызывают не просто недоумение, а праведный гнев. И, конечно, вопросы, в основном риторические: люди, куда вы смотрели, как такое допустили?! Но есть и те, ответ на которые кто-то обязательно даст: сначала следствию, потом – суду.
Смерть в бараке
Напомним, в Лесосибирске в дыму задохнулись дети 2,5, 5, 10 и 17 лет. Мальчику 12 лет и его 56-летней бабушке удалось спастись, они доставлены в Красноярск и госпитализированы.
В отношении должностных лиц лесосибирских органов системы профилактики по материалам прокурорской проверки следственными органами возбуждено уголовное дело о халатности. Прокуратура установила, что семья, в которой воспитывались погибшие дети, с 2019 года состоит на учете как неблагополучная. Дом, где они жили, был признан аварийным еще в 2012 году.
– Несмотря на это, должностными лицами системы профилактики города мер к изъятию детей не принималось, контроль за условиями их проживания и состоянием жилого помещения не осуществлялся, – сухо констатирует Следком.
За этими казенными строчками – целая драма семьи, которой теперь нет. Да, неблагополучной. А как еще назвать семью, которая всемером (мама, бабушка и пятеро детей) ютилась в крохотной грязной клетушке в старом бараке? Благополучной, что ли? Мать работала и практически одна тащила на себе детей, но собственных сил их вытащить ей явно не хватило. Вы видели этот барак на видеокадрах после пожара? И таких в Лесосибирске десятки.
Но не хочется, чуть что, сразу во всем винить государство. Мол, почему люди в великой и богатой стране живут в таких бараках? По разным причинам они там живут. А государство, когда начинаешь разбираться в деталях, всегда представляют (и подставляют) конкретные люди, которые плохо сделали свою работу. Трудно не согласиться с одним советским наркомом, который говорил, что «у каждой аварии есть имя, фамилия и должность».
Следствие, конечно, установит эти фамилии и должности. Хотя «органов системы профилактики», которые попали под статью, так много, что перечислять замучаешься.
Порой и не поймешь, с кого спрашивать. Комиссия по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства, образования, здравоохранения, местного самоуправления, структуры по делам молодежи, служба занятости и т. п.
Десятки ответственных дяденек и тетенек, которые регулярно получают жалованье от государства. Как раз за то, чтобы дети не жили в таких бараках и не задыхались в дыму. А не за то, чтобы объяснять нам, журналистам, «не для печати», как «все плохо и запущенно в нашем государстве».
Заслон терроризму
В конце прошлой недели Красноярск попал в одну из сводок ФСБ: чекисты совместно с МВД России, Следственным комитетом и Росгвардией провели ряд операций, в ходе которых пресечена противоправная деятельность 72 жителей 28 субъектов страны – они занимались переделкой гражданских образцов оружия в боевое и торговали ими.
37 подпольных мастерских накрыли в Москве, Санкт-Петербурге, Башкортостане, Дагестане, Красноярском и Хабаровском краях и еще в ряде регионов. Из незаконного оборота изъяты 251 единица огнестрельного оружия отечественного и иностранного производства – от авиационного пулемета до пистолетов, – а также 80 кг взрывчатых веществ, артиллерийские снаряды и гранаты.
Все это оружие теперь не выстрелит в людей, не будет использовано бандитами и террористами.
В Управлении ФСБ по Красноярскому краю нам не смогли раскрыть подробностей этой операции, но дали понять, что она – часть системной, планомерной работы по обеспечению безопасности.
Только с начала этого года российские чекисты провели несколько серьезных операций по выявлению и задержанию десятков членов террористических организаций. Они прошли в Карачаево-Черкесии, Крыму, Краснодарском крае, Ростовской области, в Москве, Санкт-Петербурге, Дагестане, в Орловской, Калужской областях и других регионах. Изъяты оружие, экстремистская литература.
А на днях в Адыгее был задержан террорист, который собирался отомстить за «братьев», устроив взрыв в торговом центре в Майкопе. У него изъяли взрывчатку и карту с объектами предполагаемых атак.
Работа по обеспечению безопасности продолжается.