Шутки в сторону – с 1 апреля в нашей стране начала работать национальная система платежных карт (НСПК). Отныне все операции с международными банковскими карточками (начисления, выплаты, покупки в магазинах и т. д.) должны проводиться с помощью ее инфраструктуры в России, через операционно-клиринговый центр. Как известно, самые ходовые платежные системы – Visa и MasterCard. А значит, о них и поговорим.
Кто не успел?
Перевод Visa и MasterCard в НСПК является обязательным условием их признания национально значимыми платежными системами. По закону это нужно было сделать до 31 марта 2015 года. MasterCard уже завершила подключение к НСПК. Здесь все в порядке – клиенты этой системы никаких изменений не почувствуют.
Другое дело с Visa. Полностью перевести обработку информации по операциям с пластиковыми картами на территорию России к оговоренному законодательством сроку компания не успела. И ладно бы дело в одной только плате за опоздание, которую должна понести Visa (в конце концов, это ее внутренние проблемы). Эксперты предполагают: из-за такой нерасторопности в апреле у части россиян могут возникнуть сложности. Не исключено, что клиенты некоторых банков столкнутся с тем, что их платеж не пройдет, или произойдет двойное списание денег со счета.
Мало того – к новым правилам «карточной игры» не готовы и некоторые российские банки. По платежной системе Visa в НСПК прошел сертификацию 31 банк, но к системе они пока не подключились. Всего же на обслуживание НСПК должны перейти около 100 российских банков, работающих с картами Visa.
Без паники
Генеральный директор НСПК Владимир Комлев уже заявил: владельцам банковских карт Visa в России не стоит чересчур волноваться из-за того, что международная платежная система не успела перевести свой процессинг в НСПК. По его словам, это будет сделано в течение одного-двух месяцев. Представители ЦБ России и нескольких крупнейших банков страны также заверили: перевод транзакций на обработку в НСПК не отразится на держателях карт. Все транзакции по картам Visa внутри России будут обрабатываться и после 1 апреля.
– Любой запуск системы подразумевает какие-то отклонения. Но вопрос не в том, будут или не будут сбои, а в том, насколько оперативно все готовы их устранять. Мы готовы, – говорит директор управления банковских карт и расчетно-кассовых услуг Сбербанка Ростислав Яныкин. Аналогичного мнения придерживаются и в банке ВТБ-24.
Похоже на правду – если учесть, что основной процент операций по картам любого банка совершается фактически без прямого участия международных платежных систем. Это происходит, когда держатель снимает деньги в банкомате «родного» банка или оплачивает покупки в магазине, в котором тот является приемщиком платежей.
Эксперты советуют
Общий совет, который дают банкиры на случай возможных проблем с «пластиком», – держите наготове телефон call-центра (он напечатан на оборотной стороне самой карточки). И в случае сбоев немедленно звоните в службу поддержки клиентов.
Банковская карточка – это очень удобно. Но все же имейте при себе достаточное количество наличных денег.
Заранее узнайте ближайшие адреса отделений вашего банка и часы их работы. Если вдруг наличности у вас не оказалось, а карточка не сработала, – всегда есть возможность получить деньги в кассе банка (при этом необходимо наличие паспорта).
В ближайшие два месяца пользуйтесь только услугами банкоматов именно вашего, «родного» банка.
Дань независимости
Из-за чего вообще возникла необходимость в создании национальной системы платежных карт? Она вызвана антироссийскими санкциями, в которые хотели втянуть международные платежные системы, в том числе Visa и MasterCard. Звучали даже заявления об их уходе с российского рынка. Встраивание этих компаний в нашу российскую систему – надежная защита от политических демаршей. НСПК контролируется ЦБ, обеспечивает бесперебойность, эффективность и доступность оказания услуг по переводу денег. До конца 2015 года к нашей системе получат доступ жители Крыма, а в декабре 2015 года в НСПК планируют начать выпуск собственных карт.