Власть игрушек

Откуда берется неспособность понимать

Власть игрушек Откуда берется неспособность понимать

Философ Александр Зиновьев в романе-антиутопии «Глобальный человейник», рассказывая о мире, в котором окончательно победила западная цивилизация, называет неспособность понимать одним из главнейших свойств человека будущего.

Электронный интеллект в этом мире достиг таких высот, что от человека уже не требуется знания ни фундаментальных законов природы, ни даже принципов работы этих самых устройств – одни машины придумывают другие машины, от заказчика лишь требуется ввести желаемые параметры и нажать на кнопку. Человек настолько плотно окружен искусственными мозгами, что превратился в абсолютного пользователя. Тот условный орган в его собственном мозгу, который стимулирует интерес к тому, как все устроено и работает, у него атрофировался за ненадобностью. А вслед за этим органом захирела способность сопереживать и вообще полноценно чувствовать.

Автор отмечает, что в способности понимать человек будущего безнадежно проигрывает людям прошлых «варварских» эпох, когда прогресс был настолько слаб, что детям приходилось самим себе делать игрушки, а покупные постоянно ломать, потому как очень хотелось разведать, что там внутри. На развитии способности понимать строилась вся система образования, от дошкольного до высшего. Из будущего, которое описывает Зиновьев, кажется какой-то дикостью, например, то, что учащимся на шоферов объясняли не только устройство двигателя внутреннего сгорания, но и законы физики, на основе которых он работает, хотя вроде бы дело шофера – только рулить. Правда, шофер получался такой, что при надобности мог заменить весь персонал автосервиса.

Настанет время, когда грузы будут перемещаться как бы сами по себе, и надобность в шоферах, тем более шибко умных, решительно отпадет. Более того, отпадет надобность в умных как таковых. В детском саду, школе, университете человека будут учить пользоваться устройствами разной степени сложности, причем каждое из них – персональное, т.е. для решения любых жизненных задач нет нужды к кому-то обращаться.

Не всеобщее благоденствие, а избавление от умных – истинная цель «конца истории», о котором пишут уже сто с лишним лет, от Маркса до Фукуямы.

Конечно, жанр антиутопии на то и придуман, чтобы пугать и предостерегать. Но есть напасти, от которых – хоть запредостерегайся – увернуться невозможно. Или очень трудно.

Алексей Захаров – основатель и руководитель рекрутингового портала Superjob, говорит, например, что лет через 10–15 в России отпадет надобность в преподавании иностранных языков.

«Сегодня дело обстоит так: правой кнопкой мыши нажимаешь на «перевести страницу». Пять лет назад ты при этом получал корявый подстрочник. Сегодня этот перевод за секунду сопоставим с тем, который может дать за ночь тяжелой работы средний учитель иностранного языка в школе. И перевести можно не только с английского, а с любого, хоть с индонезийского. Зачем напрягаться и учить язык для тех же профессиональных текстов?»

Учить будут только редкостные пониматели, которым чешется «почитать Шекспира в подлиннике». Да что там через 15 лет… Года четыре назад я побывал в СФУ на презентации компьютерной программы, которая сама не только определит оптимальный способ разработки месторождения, но скажет, сколько понадобится техники, рабочих, рассчитает размер их зарплаты и еще подскажет, где и какую спецодежду выгоднее всего для них покупать. Трудно сказать, сколько народу с высшим образованием из разных отделов и институтов эта штуковина оставит без работы, – но оставит обязательно, и не думаю, что мало. Конечно, можно предположить, что у высвободившихся появятся другие возможности применить свои таланты и знания, но наверняка они не будут востребованы в той же степени, что и раньше. Трудящиеся перемещаются с полей и фабрик в офисы, это преобладающее направление. Сейчас считается хорошим тоном переживать об этом, равно как говорить о депрофессионализации, снижении качества образования. Однако говорить о массовом поглупении – вследствие снижающейся востребованности ума – пока не принято: наоборот, официоз гордится «нашим интеллектуальным потенциалом». Поглупение пока явственно различается только в культуре, которая уже не ставит перед собой сверхъестественных задач (как говорил Блок, художник должен видеть недостижимую цель, чтобы добиться хоть какого-то успеха), а в полном составе бегает за усредненным потребителем. Пока самый явный провозвестник будущего – первоклассник со смартфоном. Годам к 16 он будет задыхаться без него, как Дунька без семечек, он потеряется в трех соснах… Если для чего-то в России и нужны пониматели, так для того, чтобы построить бомбоубежище от надвигающегося на нас всемирного будущего, о котором писал философ Зиновьев.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
14 декабря 2025
Месяцы, опаленные войной: Март 1945-го
В историю России навечно вписаны 48 месяцев 1941–1945 годов, опаленных огнем Великой Отечественной войны. В юбилейный год из номера в номер
Без рубрики
13 декабря 2025
У каждого должна быть своя Вахта Памяти
Ребята из поисковых отрядов понимают важность своей миссии, они возвращают имена пропавшим без вести солдатам Великой Отечественной войны. Отыскивая останки
Без рубрики
12 декабря 2025
Красноярск станет красивей и уютней
В уходящем 2025 году в Красноярске активно продолжались работы в рамках программы комплексного развития территории (КРТ). Благодаря этому механизму в городе
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности