Вначале – к роботу, потом – к пациенту

Передовая программа подготовки врачей помогает будущим медикам освоить профессию

Вначале – к роботу, потом – к пациенту Передовая программа подготовки врачей помогает будущим медикам освоить профессию

Обязательная диспансеризация, открытие новых ФАПов, общенациональная программа по борьбе с онкологией… Для выполнения этих задач, обозначенных в послании президента Федеральному собранию, требуются новые подходы к качеству образования и переподготовке врачей. В Красноярском государственном медицинском университете этому уделяют особое внимание. Уже несколько лет здесь работает кафедра – центр симуляционных технологий.

 

Реакция на укол – настоящая

По сути, это настоящая клиника в миниатюре – с операционными, процедурными кабинетами, перинатальным центром и диагностическим оборудованием. В роли пациентов – десятки симулякров и настоящих роботов. Они так же, как обычные люди, реагируют на введение лекарств, страдают от инфаркта, а при неверной попытке реанимировать умирают.

Это высокотехнологичное оборудование используют на занятиях студенты, врачи из районов края и некоторых регионов страны, которые приезжают для овладения новыми навыками. Например, недавно медики проходили тренинг по базовой и расширенной реанимации для детей.

– Вначале отрабатывался алгоритм оказания неотложной помощи. Затем на роботе проводили расширенную реанимацию с использованием реального медицинского оборудования – дефибриллятора и монитора, – рассказывает Елена Таптыгина, кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой – центром симуляционных технологий КрасГМУ. – У роботов есть специальные накладки с венами для введения лекарственных препаратов.

На первый взгляд кажется, что роботы – не более чем с большой анатомической точностью выполненные модели человека. Но это не так.

– У них есть физиологическая реакция на вводимые препараты – как у реального пациента, – поясняет Елена Таптыгина. – К примеру, если мы вводим адреналин – у него повышается давление, частота сердечных сокращений. Если сердце остановилось и мы проводим дефибрилляцию, то на мониторе можно проследить реакцию: запускается сердечная деятельность или же нет, так как разряд был недостаточным. У робота может быть учащенный пульс (он прослушивается в 14 точках), расширенные зрачки…

Неожиданные для врача ситуации, когда нужно быстро принять решение о той или иной манипуляции, тоже входит в арсенал умений необычного пациента. К примеру, инфаркт миокарда может внезапно осложниться отеком легких, нарушением ритма или остановкой сердца.

Роботы даже «страдают» от кариеса. В специальном помещении к каждому стоматологическому симулятору в виде человеческой головы подключен монитор, и правильность манипуляции автоматически оценивается системой. К примеру, при формировании полости для постановки пломбы система автоматически оценивает глубину, конфигурацию, количество затраченного времени.

– Работают реальными инструментами, которые достают из стерилизатора, – поясняет Елена Таптыгина. – Есть подача воды под давлением, как и в обычных кабинетах.

На экзамене все просчеты будущих стоматологов преподаватель видит сразу – видео работы со симулятором выводится на экран его монитора. Кстати, одним из неоспоримых преимуществ центра является как раз возможность записи манипуляций – все можно подробно просмотреть впоследствии, анализируя собственные ошибки.

Нестандартных сценариев – десятки

На втором этаже центра симуляционных технологий – хорошо оборудованный перинатальный центр. Искусственная роженица запрограммирована на 36 различных сценариев родов, которые могут осложниться и высоким давлением, и неправильным положением плода, и вполне реальным кровотечением. Здесь же в кувезах – крошечные младенцы в подгузниках. Они еще более непредсказуемы и дают возможность отработать 60 типов экстремальных ситуаций, которые могут возникнуть с новорожденными.

– Возможно, к примеру, возникновение аспирации из-за того, что в процессе родов он наглотался околоплодных вод, – говорит Елена Таптыгина, – и ему нужно помочь в кратчайшие сроки, чтобы он не задохнулся.

Не все навыки могут пригодиться в будущем. Но одно из весомых преимуществ центра симуляционных технологий как раз в том, что он позволяет «отрепетировать» помощь и при редкой патологии. Пусть она встретится врачу из удаленной ЦРБ лишь раз за десятилетия работы. Но он обязан действовать четко и грамотно.

– Проходил курс по первичной реанимации новорожденных, оказалось все очень полезным, – рассказывает Вадим Иванов, анестезиолог из Краснотуранской районной больницы. –Удалось получить ответы на вопросы по отдельным нюансам. Что касается практики, то сейчас, если беременная в группе риска, ее отправляют в перинатальный центр, и случаев, когда приходится оказывать именно такую помощь новорожденным, – один-два раза в год. Но они все равно бывают. И нужно делать все быстро, правильно. Хорошо, что есть запись видео: когда работаешь с манекеном – ощущение, что да, все делаешь верно. Другое дело – когда смотришь на себя со стороны. В центре я прошел также подготовку по эндоскопии – оборудование дает очень реалистичные картины различных патологий – к примеру, язвы желудка.

Около двух лет назад в России началась аккредитация медицинских и фармацевтических специалистов. И в центре симуляционных технологий КрасГМУ были заранее сформированы станции для контроля профессионального уровня стоматологов и фармацевтов.

– Речь идет о правильном изготовлении определенных лекарственных форм в аптеках по рецептам врача, – объясняет Елена Таптыгина. – Имитация склада дает возможность оценить правильность приема препаратов, часть из которых нужно рассортировать – в холодильник, сейфы или специальный отсек для хранения. На станции базовой сердечно-легочной реанимации отрабатываются навыки оказания первой помощи: человек, который зашел в аптеку купить лекарство, может внезапно почувствовать себя плохо, и фармацевт или провизор обязаны уметь оказать ему первую помощь.

Конечно, ни один самый высокотехнологичный робот не способен заменить настоящего пациента с реальными проблемами. Но это и не требуется. Цель симуляционных технологий – дать предварительный опыт определенных манипуляций, чтобы потом врач мог выполнять их, помогая живому человеку.

Поставить верный диагноз

С нового семестра в симуляционном центре КГМУ появилась еще одна новая образовательная технология. Речь идет о работе студентов со «стандартизированным пациентом», роль которого выполняет актер. Он расскажет о начале и развитии определенного якобы имеющегося у него заболевания. Причем сделает это так, как обычный человек, – путано, противоречиво, эмоционально, порой агрессивно. Задача будущего врача – поставить верный диагноз и назначить лечение, а также установить контакт с пациентом.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности