Меню Поиск
USD: 75.03 -0.16
EUR: 88.95+0.32
№ 22 / 1005

Вначале – к роботу, потом – к пациенту

Передовая программа подготовки врачей помогает будущим медикам освоить профессию

Обязательная диспансеризация, открытие новых ФАПов, общенациональная программа по борьбе с онкологией… Для выполнения этих задач, обозначенных в послании президента Федеральному собранию, требуются новые подходы к качеству образования и переподготовке врачей. В Красноярском государственном медицинском университете этому уделяют особое внимание. Уже несколько лет здесь работает кафедра – центр симуляционных технологий.


Реакция на укол – настоящая

По сути, это настоящая клиника в миниатюре – с операционными, процедурными кабинетами, перинатальным центром и диагностическим оборудованием. В роли пациентов – десятки симулякров и настоящих роботов. Они так же, как обычные люди, реагируют на введение лекарств, страдают от инфаркта, а при неверной попытке реанимировать умирают.

Это высокотехнологичное оборудование используют на занятиях студенты, врачи из районов края и некоторых регионов страны, которые приезжают для овладения новыми навыками. Например, недавно медики проходили тренинг по базовой и расширенной реанимации для детей.

– Вначале отрабатывался алгоритм оказания неотложной помощи. Затем на роботе проводили расширенную реанимацию с использованием реального медицинского оборудования – дефибриллятора и монитора, – рассказывает Елена Таптыгина, кандидат медицинских наук, заведующая кафедрой – центром симуляционных технологий КрасГМУ. – У роботов есть специальные накладки с венами для введения лекарственных препаратов.

На первый взгляд кажется, что роботы – не более чем с большой анатомической точностью выполненные модели человека. Но это не так.

– У них есть физиологическая реакция на вводимые препараты – как у реального пациента, – поясняет Елена Таптыгина. – К примеру, если мы вводим адреналин – у него повышается давление, частота сердечных сокращений. Если сердце остановилось и мы проводим дефибрилляцию, то на мониторе можно проследить реакцию: запускается сердечная деятельность или же нет, так как разряд был недостаточным. У робота может быть учащенный пульс (он прослушивается в 14 точках), расширенные зрачки…

Неожиданные для врача ситуации, когда нужно быстро принять решение о той или иной манипуляции, тоже входит в арсенал умений необычного пациента. К примеру, инфаркт миокарда может внезапно осложниться отеком легких, нарушением ритма или остановкой сердца.

Роботы даже «страдают» от кариеса. В специальном помещении к каждому стоматологическому симулятору в виде человеческой головы подключен монитор, и правильность манипуляции автоматически оценивается системой. К примеру, при формировании полости для постановки пломбы система автоматически оценивает глубину, конфигурацию, количество затраченного времени.

– Работают реальными инструментами, которые достают из стерилизатора, – поясняет Елена Таптыгина. – Есть подача воды под давлением, как и в обычных кабинетах.

На экзамене все просчеты будущих стоматологов преподаватель видит сразу – видео работы со симулятором выводится на экран его монитора. Кстати, одним из неоспоримых преимуществ центра является как раз возможность записи манипуляций – все можно подробно просмотреть впоследствии, анализируя собственные ошибки.

Нестандартных сценариев – десятки

На втором этаже центра симуляционных технологий – хорошо оборудованный перинатальный центр. Искусственная роженица запрограммирована на 36 различных сценариев родов, которые могут осложниться и высоким давлением, и неправильным положением плода, и вполне реальным кровотечением. Здесь же в кувезах – крошечные младенцы в подгузниках. Они еще более непредсказуемы и дают возможность отработать 60 типов экстремальных ситуаций, которые могут возникнуть с новорожденными.

– Возможно, к примеру, возникновение аспирации из-за того, что в процессе родов он наглотался околоплодных вод, – говорит Елена Таптыгина, – и ему нужно помочь в кратчайшие сроки, чтобы он не задохнулся.

Не все навыки могут пригодиться в будущем. Но одно из весомых преимуществ центра симуляционных технологий как раз в том, что он позволяет «отрепетировать» помощь и при редкой патологии. Пусть она встретится врачу из удаленной ЦРБ лишь раз за десятилетия работы. Но он обязан действовать четко и грамотно.

– Проходил курс по первичной реанимации новорожденных, оказалось все очень полезным, – рассказывает Вадим Иванов, анестезиолог из Краснотуранской районной больницы. –Удалось получить ответы на вопросы по отдельным нюансам. Что касается практики, то сейчас, если беременная в группе риска, ее отправляют в перинатальный центр, и случаев, когда приходится оказывать именно такую помощь новорожденным, – один-два раза в год. Но они все равно бывают. И нужно делать все быстро, правильно. Хорошо, что есть запись видео: когда работаешь с манекеном – ощущение, что да, все делаешь верно. Другое дело – когда смотришь на себя со стороны. В центре я прошел также подготовку по эндоскопии – оборудование дает очень реалистичные картины различных патологий – к примеру, язвы желудка.

Около двух лет назад в России началась аккредитация медицинских и фармацевтических специалистов. И в центре симуляционных технологий КрасГМУ были заранее сформированы станции для контроля профессионального уровня стоматологов и фармацевтов.

– Речь идет о правильном изготовлении определенных лекарственных форм в аптеках по рецептам врача, – объясняет Елена Таптыгина. – Имитация склада дает возможность оценить правильность приема препаратов, часть из которых нужно рассортировать – в холодильник, сейфы или специальный отсек для хранения. На станции базовой сердечно-легочной реанимации отрабатываются навыки оказания первой помощи: человек, который зашел в аптеку купить лекарство, может внезапно почувствовать себя плохо, и фармацевт или провизор обязаны уметь оказать ему первую помощь.

Конечно, ни один самый высокотехнологичный робот не способен заменить настоящего пациента с реальными проблемами. Но это и не требуется. Цель симуляционных технологий – дать предварительный опыт определенных манипуляций, чтобы потом врач мог выполнять их, помогая живому человеку.

Поставить верный диагноз
С нового семестра в симуляционном центре КГМУ появилась еще одна новая образовательная технология. Речь идет о работе студентов со «стандартизированным пациентом», роль которого выполняет актер. Он расскажет о начале и развитии определенного якобы имеющегося у него заболевания. Причем сделает это так, как обычный человек, – путано, противоречиво, эмоционально, порой агрессивно. Задача будущего врача – поставить верный диагноз и назначить лечение, а также установить контакт с пациентом.

№ 22 / 1005

Комментарии:

Добавить комментарий

Все поля обязательны для заполнения

Свежий выпуск

Видео