Обращение в юридические фирмы, предлагающие бесплатный перерасчет пенсии, может обернуться многотысячными платежами. Деньги юристы берут за элементарное написание жалоб в различные инстанции. Как отмечает отделение Пенсионного фонда по Красноярскому краю, они получили в свой адрес более четырех тысяч заявлений от юридических фирм.
Как заманивают пожилых
НКК уже несколько раз рассказывал о проблемах пенсионеров, которых обманули недобросовестные юристы. Юрфирмы не скупятся на рекламу, в которой обещают бесплатно пересчитать пенсию или оказать другую услугу. Пожилые люди доверчиво обращаются к ним, и в итоге платят по несколько десятков тысяч рублей. Сначала их берутся проконсультировать. Если пенсионер соглашается на предложенную «бесплатную» консультацию, то ему обязательно говорят о том, что его пенсия незаслуженно мала, а в ПФР его обманули и должны сделать перерасчет.
– Юрист уверяла меня, что пенсию неправильно начисляют, говорила, что это можно исправить, – рассказывает Прасковья Лаврентьевна из Большой Мурты. – Предложила составить письмо в Пенсионный фонд. Юрист заявила, что такая услуга стоит 100 тысяч рублей, а когда узнала, что денег таких у меня нет, потребовала 15 тысяч.
И пенсионерка заплатила в надежде решить свой вопрос. Но результат – ноль.
Поток писем в ПФР от таких юридических фирм не иссякает. Такие «бесплатные» услуги недобросовестные юристы оценивают от шести тысяч до 100 тысяч рублей. При этом некоторые заявления даже не подписаны собственноручно пенсионерами: за них расписываются сами сотрудники организации, оформляющие обращения.
Что же в заявлении? Лишь множество отсылок на российские законы и подзаконные акты, зачастую даже не относящиеся к сути вопроса.
Грамотный специалист так бы не поступил
Буквально на днях в редакцию позвонил еще один пенсионер, обманутый такими юристами. Николай Александрович более года назад заплатил юридической фирме, располагающейся в Красноярске на улице Вавилова, 20 тысяч рублей за перерасчет пенсии.
– Я увидел баннер на заборе – «Делаем перерасчет пенсии», обратился, – рассказывает Николай Александрович. – Заключил договор, заплатил. Это же серьезная работа – нужно стаж посмотреть, перерасчет сделать. Через месяц прихожу: «Сделали?», – а они говорят: «Зачем? Отправим заявление в Пенсионный фонд, они нам все документы вышлют».
Мужчина оказался настойчивым и заставил юристов работать. Они отправляли запросы в Новокузнецк, где клиент когда-то трудился, чтобы доказать наличие высоких заработков, в архив, подали исковое заявление в суд. Но в требованиях истцу отказали: расчет пенсии был произведен верно.
Николай Александрович уже сам начал разбираться в законах и подзаконных актах – посчитал стаж, по формулам сделал перерасчет. Оставалось только запросить в Пенсионном фонде выплатное дело. А потом понял: грамотные юристы не разводили бы такой канители с запросами и коэффициентами. Позвонил в фирму: «Возвращайте деньги». Но юристы клиенту отказали.
По информации депутата Законодательного собрания Красноярского края Ильи Зайцева, в 2019 году и за семь месяцев 2020-го от юристов-мошенников в нашем регионе пострадали около трех тысяч пенсионеров. И все они увидели рекламу бесплатных консультаций по вопросам пенсионного обеспечения.
Некоторые из них брали на это микрозаймы, кто-то относил ювелирные украшения в ломбард, – пишет на своей странице в соцсетях депутат. – Пенсионерам обещали, что им составят жалобу и они получат существенно больше – перерасчет пенсии за три последних года. На листочке рисовали сумму недополученного. Пенсионеры верили и платили.
А псевдоюристы лишь вставляли фамилию пенсионера в стандартную форму со ссылками на законы и постановления, многие из которых к сути дела не имели никакого отношения, и рассылали такие бессмысленные жалобы в Генеральную прокуратуру России, Пенсионный фонд, губернатору края, уполномоченному по правам человека.
Надо ли говорить, что ни одна из таких жалоб за полтора года не была удовлетворена. И я уверен, что таких деятелей, которые, по скромным подсчетам, заработали на вписывании фамилии, имени, отчества и домашнего адреса в стандартную и бессмысленную жалобу несколько десятков миллионов рублей, необходимо остановить.
Привлечь к суду сложно
Привлечь к ответственности недобросовестных юристов очень сложно. НКК направлял запросы о проведении проверок в юрфирме, на которую жаловались читатели, и в прокуратуру, и в ГУ МВД по Красноярскому краю. «Порядок заключения договоров оказания гражданам услуг, в том числе юридических, привлечения сторон к ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение условий договора регулируются нормами Гражданского кодекса РФ, закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», – ответил НКК заместитель прокурора края Виталий Степанов. – За нарушение прав потребителей исполнитель в силу статьи 13 закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» несет ответственность, предусмотренную законом или договором. При этом, согласно части 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 17 закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», защита прав потребителей осуществляется судом».
Провело проверку и отделение полиции № 5 МУ МВД России «Красноярское», но в возбуждении уголовного дела отказало – «в связи с отсутствием состава преступления».
Ведь договоры на оказание «бесплатных» юридических услуг составляются таким образом, что вопросов у контролирующих служб не вызывают. Например, в документах Николая Александровича указано, что его должны проконсультировать, проанализировать предоставленные документы, составить и подать исковое заявление в суд к управлению Пенсионного фонда, а также участвовать в судебных заседаниях и подавать апелляции. О том, что перерасчет все же произойдет, – ни слова!
Где ответят на вопросы
В Пенсионном фонде уверяют: они готовы бесплатно ответить на все вопросы пенсионеров. Стоит только обратиться с заявлением в клиентскую службу ПФР по месту жительства или в офис МФЦ. Здесь оформление всех документов и заявлений производится на бланках установленного образца. А ряд заявлений можно направить дистанционно (в электронном виде) через личный кабинет на сайте ПФР или единый портал госуслуг, а также через Почту России.
– Призываем всех пенсионеров быть бдительными, не сообщать посторонним свои персональные данные: ФИО, серию, номер паспорта или СНИЛС. Не попадаться на пустые обещания различных фирм бесплатно помочь разобраться в ваших пенсионных делах, а также не открывать дверь мошенникам, – говорят в ОПФР по Красноярскому краю. – Не стоит надеяться, что пенсионер получит деньги благодаря бумагам, оформленным недобросовестными юристами.
Одна из наших читательниц, также пострадавшая от недобросовестных правоведов, воспользовалась своим правом, предусмотренным законом «О защите прав потребителей», и направила в юридическую фирму претензию о расторжении договора и возврате денег в связи с некачественным оказанием услуг. В январе 2020 года ей вернули 15 тысяч рублей.