После того как был снят железный занавес, мы поняли, что проводить отпуск можно не только в границах родной страны. Спустя два с половиной десятка лет, когда в очередной раз рухнул рубль, мы вспомнили, что туризм может быть и внутренним.
Во многих странах с менее извилистой историей и более прямолинейным отношением к родной земле подавляющее большинство населения и не стремится за рубеж. По оценкам экспертов, в значительной части стран больше 80 процентов населения отдыхает, не выезжая за границу. И государства эту тенденцию всячески поддерживают. Об этом на Госсовете, посвященном туризму, говорил президент России Владимир Путин: «Туристическая отрасль в мире уверенно развивается, а ее доля в национальных экономиках растет. И закономерно, что идет жесткая конкурентная борьба за туристические потоки, за то, чтобы привлечь зарубежных гостей и при этом сделать так, чтобы собственные граждане предпочитали отдыхать в своей».
Мы в этой конкуренции все еще серьезно проигрываем. Но постепенно и наш бизнес начинает предлагать интересные маршруты, сервис и новые формы отдыха, особенно там, где его поддерживают власти. Самый яркий пример такого ответа – Москва.
В столице страны наездом бывают многие, но далеко не все при этом рассматривают исторический центр России как объект туристического интереса. Между тем и здесь можно содержательно отдохнуть. Конечно, в столице нет моря, но скучно не будет. Москва предлагает столько интересного и необычного, что даже коренные жители регулярно устраивают аншлаги у некоторых гидов.
Удовольствие можно получить и от классической обзорной экскурсии: фантастически красивое зрелище – водная прогулка по ночной Москве! Город привели в порядок, убрали уродующую его рекламу, прячут под землю режущие глаз провода.
Можно найти гидов и с неожиданной подачей столицы: от подземных бункеров до московских крыш, замков и «масонской Москвы». Они покажут место, где Каверин подрался с Есениным, где революционные матросы тонули в бочках с коньяком многолетней выдержки. Расскажут, откуда взялся и куда исчез «палец императора» на картах железных дорог, какой рекорд Российской империи в мире так никто и не побил. Тот, кто запомнил Москву криминальной столицей 90-х, с удивлением обнаружит, что площадь трех вокзалов (Ярославского, Ленинградского и Казанского) – прекрасное место для прогулок. Подобные экскурсии чаще всего проводят не профессионалы, а влюбленные в Москву люди, увлеченные разгадками ее тайн и мифов.
Все это многообразие туристического сервиса поддерживает правительство Москвы. Не напрямую, просто при благоустройстве и застройке города держит в уме то, как новые планы отразятся на привлекательности пространства для туриста и сферы его обслуживания. Это касается и создания многочисленных пешеходных зон, которые скоро охватят центр столицы кольцом. И проектирования, восстановления и реконструкции парков. И проведения многочисленных фестивалей – в последние годы они проходят в разных точках большой Москвы почти каждый выходной.
– Самое главное в администрировании такого рода направлений – не мешать и всячески способствовать, чтобы у бизнеса появлялся интерес. Конечно, выделяются некоторые средства, чтобы организатор смог привлечь на мероприятие как можно больше участников, – рассказывает о формах сотрудничества с бизнесом руководитель департамента национальной политики, межрегиональных связей и туризма города Москвы Владимир Черников. – Москва неслучайно перешла на фестивальную основу – у людей есть потребность в таких событиях. Меняется и отношение музеев. Появляются интерактивные выставки, новые программы, неформатные гиды, инфраструктура развивается иначе, чем три-пять лет назад. Мы рады, что туристический бизнес в столице сегодня переживает новое рождение. Туризм – не просто отрасль, направленная на получение дохода, он объединяет, способствует общению. У нас уникальная страна, но пока она недооценена.
Москвичи готовы делиться с регионами опытом привлечения туристов, приглашают к сотрудничеству, у них действительно есть чему поучиться и Красноярску, и краю. Тем более что запрос на новую организацию общественных пространств, неформатные экскурсии и мероприятия очевиден и в нашем регионе.
Мировой туристический рынок – четвертый по величине после горнодобывающей промышленности, финансовых услуг и розничной торговли. По прогнозам, рост индустрии путешествий будет опережать рост мировой экономики
Развлекая, просвещай
На самые интересные экскурсии «общества пеших прогулок» в Москве приходит до нескольких десятков человек. Сегодня это перспективный, но крайне необычный бизнес, потому что держится не столько на предпринимательских способностях его участников, сколько на энтузиазме, любви к родному городу, культуре и истории страны.
– Москву, да и любой другой исторический город, можно узнать только собственными ногами: когда ты зайдешь в один двор, другой, в переулок. Вроде бы все видели в Москве на Сретенском бульваре исторический дом страхового общества, но подойдешь поближе, прищуришься – и вдруг обнаружишь на нем и летучих мышей, и странный гибрид слонов и ослов, играющих на дудках, попугаев-вампиров. И такие открытия – на каждом шагу, – говорит один из организаторов неформатных экскурсий по столице Георгий Давыдов.
Пешие экскурсии Георгий организует уже более десяти лет. Давыдова и его единомышленников хорошо знают и уважают и в больших музеях, и во властных структурах. Хотя за помощью энтузиасты никогда не обращались. «Люди – наше богатство», – смеются они, когда спрашиваешь, получали ли они гранты или субсидии. Все, кто эту идею реализовывал, очень давно занимаются историей Москвы в разных ракурсах. Интерес Георгия Давыдова начинался еще в 90-е годы, когда он преподавал студентам курс культурологии. В какой-то момент молодой преподаватель понял, что сидеть в пыльной душной аудитории очень скучно. И пригласил студентов в один музей, второй, третий. А потом понял, что живое общение с городом, людьми, подъездами, подворотнями – это то, что нужно не только ему, но и его землякам и гостям столицы. Объединились энтузиасты, как это часто бывает, случайно, познакомившись через друзей друзей.
– Мы – развлекательно-просветительное объединение, – продолжает Георгий. – И я считаю, что это правильно, потому что прежде, чем защищать город, надо его полюбить. То варварство, которое мы сейчас наблюдаем по отношению и к Москве, и к другим историческим городам, идет от общего понижения уровня культуры, когда считается, что сайдинг лучше резных наличников. Надо научиться любить свое так, как это делают японцы, англичане. И я думаю, тогда от этого скромного дела просветительства и страна по-другому заживет. Это настроение любви и верности своему и есть патриотизм. Спорт – это хорошо, самолеты с бомбами – тоже, но есть еще внутренне сокровенное, душа.