Ситуация абсурдная – в частных домах многих боготольцев давно установлены собственные скважины, и никакой необходимости носить ведрами воду за несколько десятков метров у них нет. Более того, у некоторых есть даже справки от коммунальщиков, что в такой услуге домовладение не нуждается. Тем не менее компания «Боготольские коммунальные системы» прошедшей осенью выписала платежки, судя по всему, без разбора абсолютно всем – счета с суммами в 4–12 тысяч рублей за год пришли и тем, у кого сгорел дом, и даже на имя умерших собственников. В проблеме разбирался корреспондент НКК вместе с общественниками регионального отделения «Народного фронта».
Неконструктивный диалог
С проблемой столкнулись около тысячи боготольцев, проживающих в частном секторе. Переговоры жителей с коммунальщиками результата не дали – конструктивный диалог с представителями компании не выстраивается.
К примеру, у Татьяны Шариповой два года назад сгорел дом, и она физически не может пользоваться колонкой. Тем не менее счета пришли и на ее адрес. Как ей пояснили в компании «Боготольские коммунальные системы», они «не могут не производить начисления». Объяснение, согласитесь, гениальное. Вместо того чтобы актуализировать собственные базы данных, вероятно, проще рассылать платежки просто по списку.
О подобных ситуациях жители Боготола могут рассказывать много. В частном доме Романа Баталова уже более 15 лет собственная скважина. Причем система водоснабжения у него не хуже, чем в квартире многоэтажки, – разделяется на техническую и питьевую. И все же платить за колонку семья Романа тоже «должна», считают коммунальщики.
– Вода без примесей и осадков – ни запаха, ни цвета. Качеством мы полностью удовлетворены, и никакой нужды ходить за водой на колонку у нас нет, – рассказывает Роман.
Еще более абсурдная ситуация у Натальи Захаревич. По ее словам, колонки на ее улице установили в сентябре, а уже в октябре прислали платежки с расчетами начиная с прошлого января. В доме Натальи также собственная скважина. Анастасия Куртиш рассказывает, что за отказ платить коммунальщики грозятся отключить электричество (!).
Очевидно, что для среднестатистической семьи отдать от 4 до 12 тысяч рублей – это довольно накладно. Расход на семью взят, судя по всему, с потолка.
В «Народном фронте» отметили, что документального подтверждения объема расхода воды у компании нет. В некоторых семьях, если верить платежкам, люди используют по фляге воды в день, что маловероятно.
Самое парадоксальное в этой ситуации, что к некоторым колонкам не протоптана даже тропинка в снегу – то есть совершенно очевидно, что ими никто не пользуется. По информации «Народного фронта», половина колонок в городе – это просто «обледеневший металлолом», из которого вода попросту не идет.
– Мы посмотрели, в каком состоянии находятся колонки. «Боготольские коммунальные системы» нас уверяли, что у них все работает и в течение двух часов неработающая колонка начинает вновь функционировать. Но по тому состоянию, в котором мы застали некоторые из них, можно сделать вывод: здесь давно не ступала нога коммунальщика, – рассказала руководитель исполкома «Народного фронта» в Красноярском крае Оксана Ларионова.
Наши проблемы – ваши деньги
Чтобы разобраться в ситуации, в Боготол выехали общественники «Народного фронта». Они усадили за стол переговоров все заинтересованные стороны – жителей, власти, прокуратуру и коммунальную компанию, «проинспектировали» колонки. По словам Ларионовой, предлагались различные варианты решения проблемы, в том числе установка чиповых замков на колонки. Однако компания этот вариант не поддержала: вероятно, не хочет брать на себя лишние траты либо не доверяет местным – вдруг будут один чип передавать друг другу и воровать воду.
По итогу через несколько дней после встречи «Боготольские коммунальные системы» предложили свое решение – компания опубликовала на сайте требования к жителям с собственными скважинами, которые желают отказаться от навязанной услуги. Чтобы не платить за колонки, собственник может представить документы о наличии «альтернативных источников водоснабжения». При этом требуется отбор проб воды на соответствие санитарно-гигиеническим требованиям и составление соответствующего акта в присутствии представителя компании. Один нюанс – за анализ воды, качеством которой они довольны, люди должны заплатить из собственного кармана.
Оксана Ларионова считает эти требования абсурдными:
– Данные требования лишь вызывают еще большее непонимание со стороны людей. Ну скажите, с какой стати собственник, который более десяти лет пользуется собственной скважиной, должен что-то кому-то доказывать. Более того, озвученный список документов не прописан в законодательстве. По сути, это «изобретение» «Боготольских коммунальных систем».
В данный момент в конфликт уже вмешалась прокуратура – рассматривается вопрос об обращении в суд. «Народный фронт» также держит руку на пульсе.
Отметим, что подобные ситуации не единичны. По информации общественников, к ним уже обращались с подобной проблемой жители других территорий.
Если у вас возникают подобные или другие проблемы, связанные с ЖКХ, обращайтесь в консультационно-правовой центр Красноярского края по вопросам организации предоставления жилищно-коммунальных услуг населению в рабочие дни с 9:00 до 20:00 по телефону 8 800 333-70-07 (звонок по Красноярскому краю бесплатный).