Администрация города выступила с очередной инициативой по изменению схемы движения на перегруженных участках Красноярска. Согласно расчетам ученых СФУ, полученным на основе математической модели, коррекция избавит город от пробок. Как пояснил корреспонденту «НКК» пресс-секретарь департамента городского хозяйства столицы края Сергей Корень, работа над оптимизацией транспортных потоков в городской комиссии по безопасности дорожного движения, куда входят представители заинтересованных ведомств и организаций, ведется непрерывно. А значит, новая схема – еще один виток системной работы, результаты которой до сей поры не всегда оценивались горожанами положительно.
Предложенных изменений ровно семь. Ознакомиться с ними можно на сайте gai24.ru. Предполагается, что итоги обсуждения будут подведены 30 апреля 2011 года. Внедряться же нововведения станут поэтапно.
Красноярцы, привыкшие и к пробкам, и к экспериментам – чего только стоил коллапс при введении многострадальной транспортной схемы, разработанной все тем же СФУ, – смиренно восприняли информацию о грядущих преобразованиях на дорогах. То, что предложения мэрии не требуют существенных бюджетных затрат и созданы в формате «затянутых поясов», ясно без лишних слов. Впрочем, дорогостоящими мероприятиями, типа расширения дорог и строительства новых мостовых переходов, проблема пробок до конца не решается. Оптимизация имеющихся сетей на самом деле действенный механизм, если, конечно, практиковать его грамотно.
Основная идея модернизации, по словам Сергея Корня, разведение встречных потоков с помощью внедрения кольцевых схем движения и, как следствие, сокращение количества регулируемых светофорами перекрестков. В этом случае удастся избежать самых опасных лобовых столкновений (в случаях обгона по «встречке»), добиться равномерной скорости движения потока, расширения количества рядов в одном направлении.
На масштабное строительство развязок, способных разгрузить магистрали в ближайшей перспективе, надежды не много. Планы по повсеместному строительству над- и подземных пешеходных переходов, современных развязок, тоннелей под ж/д путепроводами, не говоря уже о мостах, упираются в отсутствие должного бюджетного финансирования. А значит, пока оптимизация имеющихся сетей – единственный возможный вариант хотя бы частичного решения проблемы. К слову, реально могла бы помочь и система компьютерного управления светофорами в онлайн-режиме. Подобные системы разгружают проспекты крупнейших городов США, Европы и Японии уже несколько десятков лет. Но хотя «компьютеризованная зеленая волна» дешевле любого дорожного строительства, назвать ее стоимость низкой сложно, а значит, пока нам «не грозит» опыт зарубежных мегаполисов. И надеяться приходится только на разработки красноярских ученых.
О том, можно ли избавить мегаполис от пробок, рассказывает один из разработчиков новой транспортной схемы – заведующий кафедрой транспорта Политехнического института СФУ Александр ФАДЕЕВ:
– В 2006–2007 году мы, выполняя работу по краевой целевой программе безопасности дорожного движения, приобрели за счет средств ГИБДД лицензированную испанскую программу «Аймсонг» по компьютерному моделированию транспортных потоков. По окончании работы мы договорились с руководством, что программа остается у нас, а мы по их заказу будем давать заключения по усовершенствованию дорожного движения. ГИБДД регулярно обращается к нам за расчетами. Также эту программу можно использовать и в коммерческих целях. Например, хозяйствующие субъекты, которые возводят новые дома, микрорайоны, также обращаются для выработки оптимального варианта организации дорожного движения.
– Есть ли другие программные комплексы подобного рода?
– В теории дорожного движения есть раздел под названием «Микромодели дорожного движения». Они учитывают все факторы взаимодействия транспортных средств, но требуют большого массива расчетов. На основании этих микромоделей создано около пяти компьютерных программ, которые имеют разную точность и разную функциональность. Они позволяют ввести конкретные параметры перегонов, количество транспортных средств, маршруты движения, параметры транспортных средств и в результате позволяют получить параметры дорожного движения.
– Возможна ли оптимальная схема, при которой не будет заторов вообще, или же сама фактура города это не позволяет?
– Мировой опыт показывает, что в крупном городе, сколько бы средств в развитие транспортной сети ни вкладывалось, удовлетворить все транспортные потоки не получится. Для нормализации дорожного трафика во всем мире развивают не только дорожную сеть, но и общественный транспорт. Когда мы работали над схемой общественного транспорта Красноярска, мы провели опрос среди автовладельцев. Примерно половина из них высказала мысль: при определенных условиях они готовы для повседневных поездок пользоваться общественным транспортом. Как бы мы ни расширяли дороги, число автомобилей перманентно растет, и так или иначе мы все равно будем стоять в пробках. На тысячу жителей сегодня приходится примерно 300–350 автомобилей.
– Когда схема заработает, возможно будет внести в нее коррективы с учетом реальных результатов?
– Город по сути живое, постоянно развивающееся образование, и в нем постоянно что-то меняется. Это аксиома. А значит, совершенствование дорожного движения – непрерывный и постоянный процесс.