Волонтеры благотворительного фонда «Феникс» – палочка-выручалочка для родственников паллиативных больных. Ведь лежачий человек требует особого ухода, который не предоставляют ни медицинские, ни социальные службы. На помощь приходят добровольцы, прошедшие специальное обучение. Они и прическу лежачему сделают, и маникюр-педикюр, и в надувной ванне искупают. Да еще и поговорят по душам.
Важно искреннее спасибо
Марина Неводничева пришла в благотворительный фонд «Феникс» в 2016 году. Тогда это был просто вещевой склад, здесь помогали нуждающимся. А Марина осталась одна с маленьким ребенком на руках.
– Пришла за помощью и познакомилась с Татьяной Львовной Станкевич – руководителем фонда. Она человек отзывчивый, добрый – выслушала меня и нашла решение. Приняла на работу, – рассказывает волонтер. – Особой зарплаты не было, просто волонтерская деятельность.
Но прилепилась, как говорит Марина. Самой было тяжело, но ей было важно помогать таким же нуждающимся.
Работала на складе – разбирала поступающие вещи, доводила их до ума, подбирала по размерам людей, которые приходили за помощью. А в 2018 году уже стала помогать инвалидам-колясочникам. Научилась специализированному маникюру и педикюру (у лежачих больных ногтевая пластина утолщается, обработать ее достаточно сложно), стрижке волос и стала ездить по адресам – бесплатно оказывать помощь.

Сейчас для своих подопечных она уже как член семьи. Пожилые люди ждут ее, радуются приезду.
– На прошлой неделе ездила к семье – они вместе более 60 лет. Так они ко мне как к дочери относятся. Чувствуется их любовь. К ним не так часто кто-то приходит. И они ждут меня не столько, чтобы я им ручки кремом помазала и ногти подстригла, сколько пообщаться, – рассказывает Неводничева. – Дедушке 90 лет было в прошлом году, он мне о своей жизни рассказывает, стихи читает, анекдотами смешит. Есть у них две дочери-пенсионерки, но не всегда могут выбраться к родителям. Суета, здоровье…
Волонтер никого не осуждает, но иногда горько становится от того, что видит она в домах своих подопечных. Например, и квартира большая, и ремонт хороший, и ухаживать за паллиативным пациентом есть кому, но комната у бабушки ободранная и грязная, старушка неухоженная. Волонтеру буквально оттирать приходится ее руки и ноги, чтобы ногти подстричь.
Волонтер не имеет права оценивать действия родных. Но иногда ей сразу видно: человек выгорел. Хочется ему как-то помочь, вывести из этого состояния. Поговорит, поделится жизненным опытом, и тому легче становится. Оттаивает.
– Нередко человеку нужно просто выговориться, выплакаться – тяжело, когда твой родной постепенно умирает у тебя на глазах, – говорит Марина. – А держать в себе все это нельзя – еще хуже получится. В депрессию впадет, или инфаркт случится.
Это сейчас волонтер научилась уже отключаться от проблем своих подопечных, не отвечать ночью на телефонные звонки. А первое время хотелось помогать всегда, в любое время суток. Ей, говорит, это было жизненно необходимо. Но такая работа и самого волонтера выбивает из сил. И прежде всего моральных. Приходится буквально латать себя, восстанавливать.
– У меня цель – отдать то, что у меня есть. Всегда лучше отдавать, чем брать. Когда берешь – не насыщаешься, а когда отдаешь – чувствуешь свою нужность, важность. Ты не просто так на этой земле находишься, если ты сегодня кому-то смог помочь, кто-то тебе улыбнулся, а кто-то сказал искренне: «Спасибо!», – уверена волонтер.
Не за деньгами и признанием
Волонтеры в фонд «Феникс» приходят не за деньгами и не за признанием. У каждого своя жизненная ситуация, приведшая их к благотворительности, к желанию помогать людям, которые не могут встать на ноги и обихаживать себя. Да и сам фонд создавался именно по такому принципу.
Татьяна Станкевич семь лет ухаживала за тяжело больной мамой, понимала, насколько одинок в своем горе такой человек.
– В то время паллиативная помощь в Красноярском крае только зарождалась, – рассказывает директор благотворительного фонда «Феникс». – И на сегодняшний момент, по статистике, в регионе более 25 тысяч человек, нуждающихся в паллиативной помощи, а получают ее меньше 14 тысяч. При этом нужно понимать, что за каждым больным кто-то ухаживает. И он выпадает из обыденной жизни, вынужден свое существование подчинить уходу за лежачим родственником. А мы приходим им на помощь.
17 февраля «Фениксу» исполняется девять лет. За это время появилось пять направлений работы, которые сегодня развиваются и очень востребованы у жителей Красноярска и близлежащих районов – Березовского, Сухобузимского, Емельяновского, Ачинска, Назарово, Дивногорска, Сосновоборска.

– Мы работаем с тяжелобольными – взрослыми и детьми, которые имеют смертельный диагноз. У нас четыре выездные бригады. В них медсестры, специалисты по уходу за лежачими больными, волонтеры. Действует служба перевозки лежачих больных, мобильный дом милосердия «Крылья Феникса», благотворительный склад – выдача в безвозмездную аренду медицинской и инвалидной техники, ТСР, обеспечение средствами гигиены подопечных. Есть и психологическая поддержка родственников и самих пациентов. Ведь многие из них имеют суицидальные мысли, – перечисляет Татьяна Станкевич. – На самом деле проектов больше, но это основные.
Выездные бригады работают с 2018 года – за счет грантовых средств и благотворительных взносов. Для благополучателей, как здесь называют своих подопечных волонтеры, все услуги бесплатны. Стоит только позвонить в фонд, заключить договор и вызвать специалиста. А волонтеры и помоют больного, и необходимые уходовые процедуры проведут, и помогут выполнить физические упражнения, если они прописаны врачом. Медсестры пролежни обработают, другие медицинские манипуляции произведут. При этом к женщинам выезжают женщины, а к мужчинам – мужчины. Так пациентам комфортнее.
Родственники лежачих пациентов говорят: помощь специалистов фонда для них бесценна. Ведь человек, оказавшийся один на один с паллиативным больным, теряется, не знает, что делать. А здесь волонтеры и необходимое выполнят, и родственников научат, как обращаться с лежачим.
48 штатных сотрудников и 200 волонтеров обслуживают порядка 1 500 благополучателей в год. Спрос на их услуги огромен. Каждый день поступает не менее 18 заявок от взрослых и шести от детей. За каждым звонком – человек. С его проблемами и бедами, одиночеством и ожиданием, с его радостью от встречи и благодарностью: «Спасибо, Солнышко, я тебя так ждал».



