Вопрос актуален, но трудноразрешим

Что препятствует строительству крематория в Красноярске?

Вопрос актуален, но трудноразрешим Что препятствует строительству крематория в Красноярске?

Обращаемся к этой теме по просьбе читателей, которые не нашли ответы на свои вопросы в соответствующих ведомствах и призвали на помощь нашу газету.

А просьба, на первый взгляд, простая – объяснить, почему не решается актуальная для Красноярска проблема.

 

Цитируем одно из писем:

«В начале года в Красноярске вновь обсуждали тему строительства крематория. Даже уже место называли и фирму, которая этим займется. Но вдруг все затихло. Расскажите, почему? Вообще, этот вопрос не первый раз то возникает, то сходит на нет. Меня он волнует, город и так уже весь в погостах, куда дальше?»

Семен Петрович Малышев, г. Красноярск

Действительно, тема обсуждается в городе не первый год. И судя по тому, какие споры происходят, становится понятно, что вопрос настолько актуален, насколько и трудноразрешим.

Бесконечная тема

У проекта есть множество сторонников, но и противников не меньше – причем аргументы у обоих по-своему убедительны. Дилемма такова: городские кладбища, на которых хоронят преимущественно традиционным способом, практически не имеют свободных территорий, а разрастаться до бесконечности они не могут, поэтому крематорий необходим. Но против строительства объекта выдвигается ряд возражений – экономических, юридических, религиозных. Самые спорные вопросы – где и на чьи деньги строить? – так и остались без ответов.

Напомним, четыре года назад мэрия краевого центра объявила публичные слушания по строительству крематория. Рассмотрели несколько заявок, в частности, Виктора Суровцева, который предложил разместить объект на девятом километре Енисейского тракта. Участок под него площадью 5,2 га находился неподалеку от действующего кладбища «Бадалык». В числе плюсов проекта предприниматель называл рациональное расходование городской земли и сокращение затрат населения на погребение. По итогам публичных слушаний вопрос согласовали. Но конкретного решения так и не приняли. Оказалось, что на месте строительства находится почти завершенный объект: мусороперерабатывающая станция с элементами сортировки. И некоторых активистов возмутило, что кремировать усопших собрались на месте, где жгли мусор.

Были и другие аргументы против. Например, Марина Добровольская, в то время депутат Законодательного собрания, заявила: крематорий, безусловно, нужен, но только не в Советском районе, на территории которого и так находится «Бадалык» – одно из крупнейших кладбищ страны. Если к нему добавится крематорий, это будет уже перебор. Строить такой объект надо только за чертой города. В итоге вопрос, при всей его актуальности, с места так и не сдвинулся.

Требуется воля

Между тем в других городах крематории строятся, да и среди красноярцев спрос на кремацию есть. Однако ближайший город, где оказывают эту услугу, – Новосибирск, и потому обходится она дорого – вдвое, а то и втрое дороже традиционных похорон.

В Красноярске, кстати, многие уверены, что традиционное погребение может существенно подорожать, потому что восемь существующих кладбищ города не могут разрастаться до бесконечности.

Пожалуй, наиболее красноречивый пример тому – Москва, где место на престижном кладбище по цене соперничает со средних размеров квартирой, а на прочих (не в области) может составлять десятки и сотни тысяч.

Красноярску по размерам хоть и далеко до столицы, но тенденция похожая. Хотя у этой теории есть противники, считающие, что крематорий похороны не удешевит.

Городские депутаты сходятся на том, что решению проблемы мешает монополизация рынка. Владельцы похоронного бизнеса не заинтересованы в появлении подобного конкурента.

По мнению председателя комиссии по городскому самоуправлению горсовета Красноярска Виталия Дроздова, чтобы ситуация изменилась, необходима политическая воля, в том числе определенные действия мэрии:

– На строительство крематория необязательно тратить государственные деньги. Это может сделать частная компания. Властям нужно лишь предложить два-три участка для размещения, предприниматели сами бы построили.

Остается последний, но едва ли не главный аргумент – религиозный. Сколько бы ни спорили о том, подлинно ли верующее у нас население и какова его доля в процентах, погребение как раз та сфера, в которой атеистов меньшинство.

МНЕНИЯ

Известно, что в некоторых религиях – прежде всего в различных течениях индуизма – сожжение тела умершего прямо предписано, естественной кремация считается во многих странах, где большинство исповедует буддизм. В иудаизме кремация под запретом: человек вышел из земли и в землю должен уйти. Поэтому красноярские евреи вряд ли поддержат проект строительства крематория. Что касается ислама, одной из двух крупнейших религий в нашей стране, то ислам категорически против.

– В исламе запрет на сожжение после смерти, это недостойно по отношению к человеку, – сказал «НКК» имам Красноярского муфтията хаджи Сафар. – В Средние века и в другие времена, когда от эпидемий вымирали тысячи, сжигалось зараженное имущество, но людей все равно хоронили в земле.

Православие также не приветствует кремацию, но здесь все сложнее.

Протоиерей Виктор Теплицкий:

– С точки зрения догматики кремация никак не влияет на загробную участь. Все определяет свободный выбор человека. Что будет с телом после смерти, по большому счету, не важно. Земля отдаст тела при всеобщем Воскресении во Второе Пришествие, и будет «новое небо и новая земля» (Исаия 66, 22). Но вопрос этот важен с точки зрения традиции. А традиция уходит корнями в Евангелие, в притчу о зерне. «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Иоанн 12, 24). Поэтому тела христиан и кладут в землю для будущих всходов. Тут важно и благоговейное отношение к телу как к храму, в котором обитал Дух Святой. Тела освящаются, как и души, в церковных таинствах. Тела участвуют в принятии божественных энергий – благодати. Сюда можно отнести и учение о церкви как о Теле Христовом, стержнем которой является Евхаристия – принятие верующими Христова Тела. Раз уж человек на земле приобщался к Телу Бога, и тело освящалось нетварным Светом, то кладут его в землю, а не предают огню, как делали язычники. Налицо две традиции: языческая (или буддийская) и христианская. Поэтому вопрос далеко не прост, как кажется на первый взгляд. Можно приплюсовать и пушкинское «любовь к отеческим гробам»…

Справка «НКК»

В России имеется 20 крематориев в 17 городах: два в Москве и ее пригороде Балашихе, в Санкт-Петербурге, Артеме, Владивостоке, Волгограде, Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Новороссийске, Новосибирске, Норильске, Ростове-на-Дону, Сургуте, Челябинске, Туле, Хабаровске, Барнауле.

Кремацию выбирают

по России – 15–20 %

в Москве, Санкт-Петербурге, Норильске – 50–70 %

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности