Обращаемся к этой теме по просьбе читателей, которые не нашли ответы на свои вопросы в соответствующих ведомствах и призвали на помощь нашу газету.
А просьба, на первый взгляд, простая – объяснить, почему не решается актуальная для Красноярска проблема.
Цитируем одно из писем:
«В начале года в Красноярске вновь обсуждали тему строительства крематория. Даже уже место называли и фирму, которая этим займется. Но вдруг все затихло. Расскажите, почему? Вообще, этот вопрос не первый раз то возникает, то сходит на нет. Меня он волнует, город и так уже весь в погостах, куда дальше?»
Семен Петрович Малышев, г. Красноярск
Действительно, тема обсуждается в городе не первый год. И судя по тому, какие споры происходят, становится понятно, что вопрос настолько актуален, насколько и трудноразрешим.
Бесконечная тема
У проекта есть множество сторонников, но и противников не меньше – причем аргументы у обоих по-своему убедительны. Дилемма такова: городские кладбища, на которых хоронят преимущественно традиционным способом, практически не имеют свободных территорий, а разрастаться до бесконечности они не могут, поэтому крематорий необходим. Но против строительства объекта выдвигается ряд возражений – экономических, юридических, религиозных. Самые спорные вопросы – где и на чьи деньги строить? – так и остались без ответов.
Напомним, четыре года назад мэрия краевого центра объявила публичные слушания по строительству крематория. Рассмотрели несколько заявок, в частности, Виктора Суровцева, который предложил разместить объект на девятом километре Енисейского тракта. Участок под него площадью 5,2 га находился неподалеку от действующего кладбища «Бадалык». В числе плюсов проекта предприниматель называл рациональное расходование городской земли и сокращение затрат населения на погребение. По итогам публичных слушаний вопрос согласовали. Но конкретного решения так и не приняли. Оказалось, что на месте строительства находится почти завершенный объект: мусороперерабатывающая станция с элементами сортировки. И некоторых активистов возмутило, что кремировать усопших собрались на месте, где жгли мусор.
Были и другие аргументы против. Например, Марина Добровольская, в то время депутат Законодательного собрания, заявила: крематорий, безусловно, нужен, но только не в Советском районе, на территории которого и так находится «Бадалык» – одно из крупнейших кладбищ страны. Если к нему добавится крематорий, это будет уже перебор. Строить такой объект надо только за чертой города. В итоге вопрос, при всей его актуальности, с места так и не сдвинулся.
Требуется воля
Между тем в других городах крематории строятся, да и среди красноярцев спрос на кремацию есть. Однако ближайший город, где оказывают эту услугу, – Новосибирск, и потому обходится она дорого – вдвое, а то и втрое дороже традиционных похорон.
В Красноярске, кстати, многие уверены, что традиционное погребение может существенно подорожать, потому что восемь существующих кладбищ города не могут разрастаться до бесконечности.
Пожалуй, наиболее красноречивый пример тому – Москва, где место на престижном кладбище по цене соперничает со средних размеров квартирой, а на прочих (не в области) может составлять десятки и сотни тысяч.
Красноярску по размерам хоть и далеко до столицы, но тенденция похожая. Хотя у этой теории есть противники, считающие, что крематорий похороны не удешевит.
Городские депутаты сходятся на том, что решению проблемы мешает монополизация рынка. Владельцы похоронного бизнеса не заинтересованы в появлении подобного конкурента.
По мнению председателя комиссии по городскому самоуправлению горсовета Красноярска Виталия Дроздова, чтобы ситуация изменилась, необходима политическая воля, в том числе определенные действия мэрии:
– На строительство крематория необязательно тратить государственные деньги. Это может сделать частная компания. Властям нужно лишь предложить два-три участка для размещения, предприниматели сами бы построили.
Остается последний, но едва ли не главный аргумент – религиозный. Сколько бы ни спорили о том, подлинно ли верующее у нас население и какова его доля в процентах, погребение как раз та сфера, в которой атеистов меньшинство.
МНЕНИЯ
Известно, что в некоторых религиях – прежде всего в различных течениях индуизма – сожжение тела умершего прямо предписано, естественной кремация считается во многих странах, где большинство исповедует буддизм. В иудаизме кремация под запретом: человек вышел из земли и в землю должен уйти. Поэтому красноярские евреи вряд ли поддержат проект строительства крематория. Что касается ислама, одной из двух крупнейших религий в нашей стране, то ислам категорически против.
– В исламе запрет на сожжение после смерти, это недостойно по отношению к человеку, – сказал «НКК» имам Красноярского муфтията хаджи Сафар. – В Средние века и в другие времена, когда от эпидемий вымирали тысячи, сжигалось зараженное имущество, но людей все равно хоронили в земле.
Православие также не приветствует кремацию, но здесь все сложнее.
Протоиерей Виктор Теплицкий:
– С точки зрения догматики кремация никак не влияет на загробную участь. Все определяет свободный выбор человека. Что будет с телом после смерти, по большому счету, не важно. Земля отдаст тела при всеобщем Воскресении во Второе Пришествие, и будет «новое небо и новая земля» (Исаия 66, 22). Но вопрос этот важен с точки зрения традиции. А традиция уходит корнями в Евангелие, в притчу о зерне. «Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода» (Иоанн 12, 24). Поэтому тела христиан и кладут в землю для будущих всходов. Тут важно и благоговейное отношение к телу как к храму, в котором обитал Дух Святой. Тела освящаются, как и души, в церковных таинствах. Тела участвуют в принятии божественных энергий – благодати. Сюда можно отнести и учение о церкви как о Теле Христовом, стержнем которой является Евхаристия – принятие верующими Христова Тела. Раз уж человек на земле приобщался к Телу Бога, и тело освящалось нетварным Светом, то кладут его в землю, а не предают огню, как делали язычники. Налицо две традиции: языческая (или буддийская) и христианская. Поэтому вопрос далеко не прост, как кажется на первый взгляд. Можно приплюсовать и пушкинское «любовь к отеческим гробам»…
Справка «НКК»
В России имеется 20 крематориев в 17 городах: два в Москве и ее пригороде Балашихе, в Санкт-Петербурге, Артеме, Владивостоке, Волгограде, Екатеринбурге, Нижнем Тагиле, Новокузнецке, Новороссийске, Новосибирске, Норильске, Ростове-на-Дону, Сургуте, Челябинске, Туле, Хабаровске, Барнауле.
Кремацию выбирают
по России – 15–20 %
в Москве, Санкт-Петербурге, Норильске – 50–70 %