Как гласит народная мудрость, хорошее лекарство никогда не бывает сладким. Правда, сегодня зачастую возникает другой вопрос: где взять это самое «хорошее лекарство»? И здесь уже в область медицины вторгаются факторы, которые находятся совсем в другой плоскости. Да, импортозамещение – это наш симметричный и вполне адекватный ответ на санкции, а если из-за этого прервется чья-то жизнь? А если это жизнь ребенка?
Подобные вопросы обсуждали в среду, 22 января, на заседании круглого стола в Законодательном собрании края, тема которого официально звучала так: «Об обеспечении лекарственными препаратами отдельных категорий граждан (больных сахарным диабетом, онкологией и муковисцидозом) Красноярского края».
Состоялся он по инициативе комитета по охране здоровья и социальной политике и привлек к разговору краевых парламентариев, представителей правительства края, министерства здравоохранения, Управления Федеральной антимонопольной службы по краю, врачей краевых больниц и самые широкие слои общественности.
О здоровье и патриотизме
Круглый стол вызвал большой интерес. Открыл его председатель комитета по охране здоровья и социальной политике Юрий Данильченко, затем выступил заместитель председателя правительства края Алексей Подкорытов. Он, в частности, отметил: за последние годы на фармацевтическом рынке появились новые отечественные препараты, но проблемы остаются – так, например, клинические испытания российского аналога препарата винкристин, который применяется при лечении онкозаболеваний, «еще очень слабые».
В свою очередь, министр здравоохранения Борис Немик сообщил, что в 2019 году из краевого и федерального бюджетов на льготное лекарственное обеспечение в регионе направили 3 млрд 780 млн рублей – это значительно больше, чем в 2018-м. Как прозвучало, рост финансирования связан с увеличением количества пациентов, получающих дорогостоящие медицинские препараты.
Что касается лечения пациентов с онкологическими заболеваниями, сахарным диабетом, муковисцидозом, то по этим направлениям остаются острые вопросы, связанные с обеспечением граждан эффективными лекарствами.
С докладом выступил заместитель председателя комитета по охране здоровья и социальной политике Законодательного собрания края Илья Зайцев:
– Система лекарственного обеспечения, которая существует в Красноярском крае, – одна из самых эффективных в стране. В регионе есть финансовые возможности, стремление профильного министерства, «Губернских аптек» решать проблемы конкретных пациентов. Делается многое, но, к сожалению, зачастую решение многих вопросов ведется в ручном режиме.
Имея невероятное желание помочь всем больным детям, взрослым, при наличии финансовых возможностей, аппарата, логистики распределения лекарств, ряд вещей даже с учетом этих ресурсов мы исправить не можем, потому что регулируются они на уровне Федерации. Мы направляли обращение к министру здравоохранения РФ, указывали правовые причины и ограничения, не позволяющие краю, бизнесу, общественным организациям закупить лекарства, нужные для лечения детей, больных раком. Ответа не последовало. Надеемся, что с приходом нового министра мы получим ответ…
Депутат также привел слова врача-онколога Алексея Мосчана из ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева», который напоминал, что патриотизм – «это давать возможность лечить наших детей лучшими лекарствами по лучшим технологиям».
«Лечить – так лечить…»
В своем выступлении заместитель председателя комитета по бюджету и экономической политике Законодательного собрания края Вера Оськина подчеркнула, что проблемы с обеспечением лекарствами возникают не только при лечении маленьких пациентов, но и взрослых. И предложила составить реестр таких больных, учитывая их при закупке лекарственных препаратов.
На заседании круглого стола также выступили директор некоммерческой организации «Благотворительный фонд «От сердца к сердцу» Ольга Сорокина, руководитель Красноярской региональной общественной организации помощи больным муковисцидозом «Крылья» Татьяна Черных, представитель детей, больных онкологией, Наталья Дыдышко. Они рассказали о тех трудностях, с которыми приходится сталкиваться, высказали ряд предложений. В обсуждении возникших вопросов также приняли участие врачи, представители краевых структур и ведомств.
Неоднократно было отмечено, что в последнее время в стране предпринимаются шаги по запуску и развитию производства отечественных лекарственных препаратов. При этом сегодня в стране невозможно приобрести многие иностранные лекарственные препараты определенных торговых наименований. Данная ситуация сложилась в связи с действующим законодательным регулированием отношений по закупке лекарственных препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и это фактически лишает врачебное сообщество возможности выбора наиболее подходящей для каждого пациента терапии.
Зарубежные производители уходят с российского рынка и по экономическим причинам: государством установлены предельные отпускные цены, которые у отечественных аналогов лекарств значительно ниже.
Вместе с тем у медучреждений, министерства здравоохранения края, аптек, благотворительных фондов, коммерческих организаций нет права на приобретение и ввоз таких лекарств. И участники круглого стола, выразив в целом поддержку политике государства по реализации стратегии импортозамещения препаратов на территории России, акцентировали внимание на соблюдении конституционных прав граждан на медпомощь и получение необходимого, наиболее качественного лечения.
А что в итоге?
Комитет по охране здоровья и социальной политике по итогам круглого стола принял решение рекомендовать Законодательному собранию края рассмотреть ряд крайне важных вопросов. В том числе – о выходе с законодательной инициативой по внесению изменений в закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» для упрощения механизма госзакупок лекарственных препаратов.
Также предлагается подготовить обращение в адрес Правительства РФ в целях внесения изменений в действующее законодательство и обеспечения возможности закупки и ввоза зарубежных лекарств, зарегистрированных, но отсутствующих у нас в стране, а также ужесточения системы допуска препаратов на рынок и контроля за их обращением.
Минздраву края рекомендовано организовать системную работу в учреждениях здравоохранения региона по регистрации нежелательных последствий применения лекарственных средств.
Также предлагается проработать с медучреждениями вопрос по формированию единых принципов назначения препаратов по торговому наименованию и «актуализировать» реестр пациентов с жизненно опасными заболеваниями.
Помимо этого необходимо заняться упрощением процедуры назначения лекарственного препарата в соответствии с индивидуальными показаниями и клиническими рекомендациями…
В общем, обмен мнениями состоялся, взаимопонимание между всеми сторонами достигнуто. Впереди серьезная работа.
КОММЕНТАРИЙ
Юрий ДАНИЛЬЧЕНКО
председатель комитета по охране здоровья и социальной политике
– В конце 2019 года возникли проблемы, связанные с обеспечением лекарственными средствами детей, больных онкологическими заболеваниями, проживающих на территории региона. Депутатам поступали многочисленные обращения жителей края, которые говорили о невозможности получить препараты иностранного производства. В определенных клинических ситуациях это ставило под угрозу весь процесс лечения онкологического заболевания. 21 ноября 2019 года на заседании сессии депутаты поддержали обращение Законодательного собрания края к министру здравоохранения России по данной проблеме.
К сожалению, до сих пор ответа нет. Мы понимаем, что импортозамещение – это безопасность страны. Но вместе с тем убеждены, что любой лекарственный препарат, который производится в стране, должен, прежде всего, пройти все необходимые заключения. И когда уже известно, что лекарство работает так же эффективно, как иностранное, и не наносит вреда, тогда этот препарат можно применять.
Фото Андрея БУРМИСТРОВА