Восемнадцать мне уже

Компенсируется ли суровость закона необязательностью его выполнения?

Восемнадцать мне уже Компенсируется ли суровость закона необязательностью его выполнения?

С 1 сентября прошлого года вступил в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Опубликовали его двумя годами ранее, так что на обсуждение было время. Почти все согласились, что «необходимость чего-то подобного назрела давно», однако отдельные моменты этого закона были восприняты весьма критично. В первую очередь сомнению подвергалось то, как все декларируемое будет реализовано на практике. Что ж, этой «практике» уже полгода. Давайте посмотрим, что изменилось.

Недетские игры

Начну с истории совершенно анекдотичной. В конце прошлого года я зашел в магазин мультимедиа. Все игровые и видеодиски были обклеены предупредительными знаками, с какого возраста можно начинать вкушать эти «плоды культуры». Самое смешное, что соответствующие наклейки были и на звуконосителях. В частности, метка «18+» была приклеена на диск с записью концерта американского джазового трубача Майлза Дэвиса в Карнеги-холле. Это, если что, полтора часа сугубо инструментальной музыки, оценить которую может только серьезно интересующийся джазом слушатель. Я порадовался своей взрослости и бородатости, как будто покупал алкоголь.

Дальше было и того веселее. Ограничение «18+» было помещено на диск с первым альбомом певицы Пелагеи. Альбом содержит традиционные русские и казачьи песни. Чем они повредят лицам, не достигшим совершеннолетия? Разве только некоторыми жестокими образами: «И покрылось поле сотнями порубленных-пострелянных людей…» Самой певице на момент записи альбома было, к слову, 13 лет.

Large.jpgТо, что возрастные ограничения в магазинах зачастую присваиваются наобум, мне подтвердил сотрудник уже другого магазина. На условиях анонимности, так что пусть он будет Валерий.

– Когда закон вступил в силу, мы напечатали эти наклейки и расклеили их. Важно просто то, что они есть. Вряд ли кто-то будет пристально в этом разбираться, кроме нас самих. Но в нашем магазине работают ответственные люди. Когда мы получили диски с фильмом «Королевство полной луны» (слышали, что это детский фильм), то присвоили ему рейтинг «6+». Потом посмотрели его и подняли планку – он все-таки для аудитории постарше.

В целом Валерий ничего против закона не имеет. Говорит, это хотя бы заставляет родителей задуматься о том, что смотрят их дети. Раньше такого почти не случалось. Хотя сами несовершеннолетние россияне с этим мириться не хотят. Особенно в том, что касается компьютерных игр.

– Отказывать маленьким покупателям приходится почти каждый день, – продолжает продавец. – Они недовольны, порой подолгу нас убеждают им уступить, но мы – парни законопослушные. Компьютерные игры сегодня – самый ходовой товар у нас, и за рейтингами следят очень жестко. Ограничения в этой области были и раньше – основывались они на американской системе и говорили главным образом об уровне насилия в той или иной игрушке. Но купить их мог хоть младенец, рейтинги носили рекомендательный характер. Теперь все иначе. Недавно пришел пацан лет 13 и захотел купить новую серию взрослой игры «Диабло» (абсолютный хит продаж!). Мы отказали. Тогда он достал мобильник и предложил мне поговорить с его матерью. Мама сказала, ничего против не имеет и сама бы пришла купить диск, но ей некогда. Мы посовещались и все-таки продали, в порядке исключения. Хотя был страх, что в этот момент в магазин зайдут серьезные дяденьки и начнут оформлять протокол.

Недавно было совсем смешно: в магазин за играми пришел маленький мальчик с отцом. Он выбрал себе какие-то добрые, сказочные игры. Но папаше хотелось и сыну что-то купить, и самому поиграть в «войнушку». Он начал убеждать ребенка: «Сынок, давай возьмем лучше вот эту, тут по монстрам надо палить – весело!» Сын – ни в какую. Потом, когда аргументы у него иссякли, он говорит: «Папа, смотри: тут написано, что в это играть можно только большим, а я маленький, и мне такое нельзя, так что давай покупай мне, что я хочу!» Идти против закона папаша не стал.

Специалисты отмечают – без стрельбы и кровищи игры не становятся хуже или скучнее. В конце концов разрабатывают их тоже далеко не дураки, и выпускать на рынок заведомо провальный и убыточный продукт не станут. Тем более игры рассчитаны как раз на определенный возраст.

Что касается видеопродукции, то я лично видел, как работает «жанровый апартеид» в США. В одном из крупнейших мультимедийных магазинов Нью-Йорка дети не могут увидеть даже обложки дисков с фильмами эротического содержания – прилавки с ними находятся в огороженном со всех сторон помещении (практически это дом в доме), за входом в которое пристально следят.

Наследие Фантомаса

В зону риска в плане незащищенности детей «от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», попали кинотеатры. Многие ожидали убытков – подростки, которых не пустили на ужастик, вряд ли купят билет на мультфильм, а пойдут качать пиратскую копию этого самого ужастика из Сети.

tvniños.jpgНа этот счет есть два мнения. Руководитель отдела рекламы кинотеатра Mori-cinema Алексей Сергеев утверждает – с принятием закона ничего для ответственных кинопрокатчиков не изменилось.

– Политика нашего кинотеатра в отношении рейтингов всегда была жесткой, – подчеркнул Сергеев. – Мы никогда не продавали билеты детям на взрослые фильмы. Да и ставим их всегда в «недетское» время. Если возникают сомнения в возрасте, то просим предъявить любой документ, удостоверяющий личность.

Наш источник в другом красноярском кинотеатре сообщил – несмотря на то что теперь всем приходится быть добросовестными, это не всегда удается:

– Вы видели очереди к кассам в дни новогодних каникул? Иногда там можно было больше часа простоять. В такой ситуации паспорт у всех не проверишь. Конечно, можно произвести дополнительную «фильтрацию» уже на входе в зал, но и там не уследить при таком-то зрительском потоке.

Красноярский кинокритик Сергей Мезенов видит в принятом законе свои положительные стороны.

– Это дополнительный разъясняющий фактор, – отмечает журналист. – Людям понятнее, на какую именно картину они идут. Раньше я неоднократно сталкивался с недовольством зрителей, которые пришли с детьми на фильм, скажем, про войну и были удивлены: там, оказывается, людей убивают. С другой стороны, я не думаю, что какое-либо ограничение информации способно решить проблему подростковой жестокости или наркомании. Нужно не только запрещать, но и просвещать. Без правильного воспитания в семье никакие законы не спасут.

Здесь стоит добавить: скептическое отношение к рейтинговой системе кинопроката имеет давние традиции. Времена меняются. Многие помнят, как легко можно было проникнуть подростку на «взрослый» фильм раньше. Кстати, в нашей стране в 60-е годы эталоном сугубо недетской картины был… «Фантомас». Масса других западных лент на экраны СССР просто не выпускалась.

Пределы контроля

Как мы видим, закон работает, пусть и не всегда гладко. К каждому телевизору, к каждому компьютеру полицейского не приставишь. А уж на мысли и сны человека никаких ограничений не приклеить.

Какие-то телепрограммы, хоть и маркируются как не вполне подходящие для детей, все равно технически могут быть просмотрены без всяких ограничений. То же самое и с Интернетом. Культура родительского контроля у нас только зарождается. Хотя только такой контроль – за счет своей точечности – будет по-настоящему эффективен.

Когда началось широкое осуждение закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», многие восприняли его без особого энтузиазма по одной лишь причине. Государственное вмешательство в нашем случае почти всегда означает массовое безразличие родителей. Да и тех же продавцов информации, которые в массе своей тоже не бездетные. Очевидно, что без «встречного движения», без родительского в первую очередь желания уберечь детей закон останется просто набором букв на бумаге.

БУКВА ЗАКОНА

В соответствии с законом информационная продукция для детей классифицируется следующим образом:

1) до 6 лет,

2) от 6 лет,

3) от 12 лет,

4) от 16 лет,

5) от 18 лет.

Соответствующий знак должен быть помещен в публикуемых программах теле- и радиопередач, перечнях и каталогах информационной продукции. Размер знака информационной продукции должен составлять не менее чем пять процентов площади афиши или иного объявления о проведении соответствующего зрелищного мероприятия, объявления о кино- или видеопоказе, а также входного билета, приглашения либо иного документа, предоставляющих право посещения такого мероприятия.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
24 ноября 2024
На ней все держится
Молодые мамы становятся старше. По статистике, приведенной в проекте Стратегии действий по реализации семейной и демографической политики, поддержке многодетности, средний
Без рубрики
22 ноября 2024
Афиша событий в Красноярске с 25 ноября по 1 декабря
Понедельник. 25 ноября В 14:00 в Сибирском государственном институте искусств им. Д. Хворостовского (ул. Ленина, 22) пройдет концерт ансамблевой музыки
Без рубрики
22 ноября 2024
«100 фактов об Астафьеве»: роман «Прокляты и убиты» назвали «самой мучительной книгой русской литературы»
В 90-х годах вышло одно из самых неоднозначных произведений о Великой Отечественной войне. Впоследствии литературный критик Валентин Курбатов назовет это