Воспитание прекрасным

Как в школах и детских садах края прививают экологическую культуру

Воспитание прекрасным Как в школах и детских садах края прививают экологическую культуру
Фото vk.com/zebrakrasnoyarsk

Накануне в краевой научной библиотеке состоялся круглый стол – общественные организации, руководители образовательных учреждений подвели итоги реализации проекта на средства гранта, полученного от министерства экологии и рационального природопользования региона. Речь шла о ландшафтном проектировании на территориях так называемых «ЗЕЛЕНЫХ ШКОЛ».

Формирование ценностей

Такой статус получили в настоящее время уже 19 образовательных учреждений края – в том числе школ и детских садов. Там работают педагоги, которые уделяют большое внимание экологическому воспитанию детей.

Помогают им несколько общественных экологических организаций – КРОМО «Экологический союз», региональная общественная «Экошкола ПЛОД», два центра дополнительного образования, объединенная дирекция заповедника «Саяно-Шушенский» и нацио­нального парка «Шушенский бор», национальный парк «Красноярские Столбы».

Грант был выделен проекту «Практикум «Проектирование ландшафтного дизайна в ЗЕЛЕНЫХ ШКОЛАХ Красноярья», заявленный КРОМО «Экологический союз» (ее президент Наталья Шулепова), в партнерстве с «Экошколой ПЛОД» и «Юннатами».

«Химик по образованию, эколог по призванию». Так говорит о себе руководитель проекта Юлия Осипова, кандидат педагогических наук, руководитель региональной общественной «Экошколы ПЛОД». Экологическим образованием она занимается уже четверть века.

– Если мы не сформируем экологическую культуру как часть этических норм, установок, ценностей, касающихся взаимоотношений человека и природы, то в принципе общая культура человека формироваться без нее не сможет, – поясняет Юлия Осипова. – Это базовый тезис, на который мы опираемся: он не требует доказательств, но они, в принципе, есть в работах академиков В. Вернадского, Н. Моисеева. И присваивание статуса «ЗЕЛЕНЫХ ШКОЛ» уже в течение двух лет – способ систематизировать деятельность образовательных учреждений в этом направлении. Это востребовано учреждениями, они получают научно-методическую поддержку и не только: например, ребята из кадетского корпуса Ачинска побывали на Столбах, для них была организована бесплатная экскурсия.

Поддержанный грантом практикум по ландшафтному проектированию – продолжение работы растущего коллектива «ЗЕБРЫ» по экологическому воспитанию.

Из 19 школ и детских садов, имеющих «зеленый» статус, пять лучших получили возможность создать с помощью профессионалов уникальные зеленые зоны. Индивидуальные проекты были разработаны в августе этого года для детского сада № 18 Дивногорска, детских садов № 98 и № 198 Красноярска, а также специализированной краевой школы № 1 для слабовидящих детей. Самым северным участником проекта стала веселовская школа из Тасеевского района – саженцы пурпурной ивы, венгерской сирени, казацкого можжевельника, белого дерна стали основой настоящего «Сада мечты».

Зеленые оазисы

Работали над созданием проектов ландшафтные дизайнеры из краевого центра «Юннаты» Оксана Шершнева, Юлия Шеходанова и Валерия Демко: специально подбирали растения для рекреационных зон таким образом, чтобы они сохраняли свою декоративность вне зависимости от времен года. Весной это может быть пышное цветение, глубокой осенью – яркая листва, на которой невольно останавливается взгляд.

Во всех проектах появились и малые архитектурные формы: в детском саду Дивногорска на экоостровке «Журавушка» высадили около 40 растений, установили лавочку и
изящный декоративный мостик.

В рамках гранта была получена и качественная техника по уходу за посадками: аккумуляторные ножницы-кусторез и триммер, катушка со шлангами для полива.

Что может сравниться с радостью труда по украшению земли, когда ты в определенной степени становишься соработником Творца? Когда видишь, как небольшой кустик, посаженный твоими руками, превращается в пышно цветущее дерево? Хочется верить, что маленький человек, заботливо поливающий диковинные можжевельник или спирею, никогда не станет варваром, ломающим деревья, уничтожающим плоды чужого труда – клумбы или зеленые скульптуры.

Познакомиться с проектами, увидеть этапы их воплощения можно в альбоме «Воспитание прекрасным», который также был издан на средства гранта министерства экологии и рацио­нального природопользования Красноярского края в группе «ВКонтакте» «ЗЕБРА – зеленое образование Красноярья».

На круглом столе участники с радостью поделились своими впечатлениями, отметив, насколько важно, особенно в мегаполисе, создание таких зеленых оазисов.

Появился он и в школе для детей с нарушением зрения № 1, которая находится в красивом здании на улице Ломоносова – памятнике архитектуры регионального значения «Ольгинский детский приют».

Несмотря на некоторые ограничения, связанные со статусом, двухэтажный особняк в стиле модерн получил достойное обрамление – четыре симметричные мини-зоны с эффектными японскими спиреями, голубыми елями и можжевельником.

– На базе школы в 2013 году совместно с министерством экологии дирекцией по особо охраняемым территориям был создан экологический отряд, – рассказывает Николай Баранов, исполняющий обязанности директора. – Работаем в разных направлениях: акции, экопоходы, экологические спектакли. Несмотря на ограниченные возможности наших детей, все они, согласно анкетированию, хотят, чтобы в благоустройство школы, города была вложена хотя бы малая часть их усилий. Поэтому, когда получили по поч­те положение заявочной кампании от «ЗЕБРЫ», сразу решили принять участие. Ребята загорелись, этап проектирования – в этом нам помогли специалисты со станции юннатов, потом воплощение – все было для них очень интересным. Мы уже наметили перспективы – есть в «Абилимпикс», национальном конкурсе профмастерства для людей с ограниченными возможностями, такое направление, как ландшафтный дизайнер.

На круглый стол были приглашены и депутат Законодательного собрания, председатель комитета по природным ресурсам и экологии края Виталий Дроздов, заместитель начальника отдела экологического просвещения и информации министерства экологии и рационального природопользования Анастасия Прошкина.

– Нам нужно создать полноценную систему экологического образования, – считает Юлия Осипова. – У нас каждый занимается чем-то немного, но разрозненно. Есть регионы, где есть общие программы экологического воспитания и цент­ры специализированные – с них нужно брать пример. Мы бы очень хотели, чтобы и в нашем министерстве образования, в ЗС региона на это обратили внимание. Тем более в 2020 году, пос­ле изменения Конституции РФ, там уже прописано, что государство «создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры».

На круглом столе было принято решение о создании единого краевого интернет-ресурса по экологическому образованию и просвещению, а также о создании программы поддержки экологического проектирования коллективов «ЗЕЛЕНЫХ ШКОЛ».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
5 декабря 2025
Афиша событий в Красноярске с 8 по 14 декабря
Понедельник. 8 декабря Вторник. 9 декабря В 19:00 в БКЗ пройдет творческая встреча-концерт лауреатов международных и всероссийских конкурсов и фестивалей
Без рубрики
5 декабря 2025
Главный кардиолог Красноярского края рассказал, можно ли «почистить сосуды»
То, что доверять рекламе можно далеко не всегда, известный факт. Но одно дело, когда платой за доверчивость становится покупка некачественного
Без рубрики
5 декабря 2025
Алексей Коноваленко: «Если мир меняется, мы тоже должны измениться»
В конце октября губернатор Михаил Котюков поручил исполнять полномочия руководителя краевого минздрава заместителю министра Алексею КОНОВАЛЕНКО. Сегодня Алексей Николаевич –
Мы используем cookie-файлы для улучшения вашего опыта просмотра, предоставления персонализированной рекламы и контента, а также анализа трафика сайта. Продолжая использовать наш сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Согласен
Политика конфиденциальности