Воспитание прекрасным Как в школах и детских садах края прививают экологическую культуру

Воспитание прекрасным Как в школах и детских садах края прививают экологическую культуру
Фото vk.com/zebrakrasnoyarsk

Накануне в краевой научной библиотеке состоялся круглый стол – общественные организации, руководители образовательных учреждений подвели итоги реализации проекта на средства гранта, полученного от министерства экологии и рационального природопользования региона. Речь шла о ландшафтном проектировании на территориях так называемых «ЗЕЛЕНЫХ ШКОЛ».

Формирование ценностей

Такой статус получили в настоящее время уже 19 образовательных учреждений края – в том числе школ и детских садов. Там работают педагоги, которые уделяют большое внимание экологическому воспитанию детей.

Помогают им несколько общественных экологических организаций – КРОМО «Экологический союз», региональная общественная «Экошкола ПЛОД», два центра дополнительного образования, объединенная дирекция заповедника «Саяно-Шушенский» и нацио­нального парка «Шушенский бор», национальный парк «Красноярские Столбы».

Грант был выделен проекту «Практикум «Проектирование ландшафтного дизайна в ЗЕЛЕНЫХ ШКОЛАХ Красноярья», заявленный КРОМО «Экологический союз» (ее президент Наталья Шулепова), в партнерстве с «Экошколой ПЛОД» и «Юннатами».

«Химик по образованию, эколог по призванию». Так говорит о себе руководитель проекта Юлия Осипова, кандидат педагогических наук, руководитель региональной общественной «Экошколы ПЛОД». Экологическим образованием она занимается уже четверть века.

– Если мы не сформируем экологическую культуру как часть этических норм, установок, ценностей, касающихся взаимоотношений человека и природы, то в принципе общая культура человека формироваться без нее не сможет, – поясняет Юлия Осипова. – Это базовый тезис, на который мы опираемся: он не требует доказательств, но они, в принципе, есть в работах академиков В. Вернадского, Н. Моисеева. И присваивание статуса «ЗЕЛЕНЫХ ШКОЛ» уже в течение двух лет – способ систематизировать деятельность образовательных учреждений в этом направлении. Это востребовано учреждениями, они получают научно-методическую поддержку и не только: например, ребята из кадетского корпуса Ачинска побывали на Столбах, для них была организована бесплатная экскурсия.

Поддержанный грантом практикум по ландшафтному проектированию – продолжение работы растущего коллектива «ЗЕБРЫ» по экологическому воспитанию.

Из 19 школ и детских садов, имеющих «зеленый» статус, пять лучших получили возможность создать с помощью профессионалов уникальные зеленые зоны. Индивидуальные проекты были разработаны в августе этого года для детского сада № 18 Дивногорска, детских садов № 98 и № 198 Красноярска, а также специализированной краевой школы № 1 для слабовидящих детей. Самым северным участником проекта стала веселовская школа из Тасеевского района – саженцы пурпурной ивы, венгерской сирени, казацкого можжевельника, белого дерна стали основой настоящего «Сада мечты».

Зеленые оазисы

Работали над созданием проектов ландшафтные дизайнеры из краевого центра «Юннаты» Оксана Шершнева, Юлия Шеходанова и Валерия Демко: специально подбирали растения для рекреационных зон таким образом, чтобы они сохраняли свою декоративность вне зависимости от времен года. Весной это может быть пышное цветение, глубокой осенью – яркая листва, на которой невольно останавливается взгляд.

Во всех проектах появились и малые архитектурные формы: в детском саду Дивногорска на экоостровке «Журавушка» высадили около 40 растений, установили лавочку и
изящный декоративный мостик.

В рамках гранта была получена и качественная техника по уходу за посадками: аккумуляторные ножницы-кусторез и триммер, катушка со шлангами для полива.

Что может сравниться с радостью труда по украшению земли, когда ты в определенной степени становишься соработником Творца? Когда видишь, как небольшой кустик, посаженный твоими руками, превращается в пышно цветущее дерево? Хочется верить, что маленький человек, заботливо поливающий диковинные можжевельник или спирею, никогда не станет варваром, ломающим деревья, уничтожающим плоды чужого труда – клумбы или зеленые скульптуры.

Познакомиться с проектами, увидеть этапы их воплощения можно в альбоме «Воспитание прекрасным», который также был издан на средства гранта министерства экологии и рацио­нального природопользования Красноярского края в группе «ВКонтакте» «ЗЕБРА – зеленое образование Красноярья».

На круглом столе участники с радостью поделились своими впечатлениями, отметив, насколько важно, особенно в мегаполисе, создание таких зеленых оазисов.

Появился он и в школе для детей с нарушением зрения № 1, которая находится в красивом здании на улице Ломоносова – памятнике архитектуры регионального значения «Ольгинский детский приют».

Несмотря на некоторые ограничения, связанные со статусом, двухэтажный особняк в стиле модерн получил достойное обрамление – четыре симметричные мини-зоны с эффектными японскими спиреями, голубыми елями и можжевельником.

– На базе школы в 2013 году совместно с министерством экологии дирекцией по особо охраняемым территориям был создан экологический отряд, – рассказывает Николай Баранов, исполняющий обязанности директора. – Работаем в разных направлениях: акции, экопоходы, экологические спектакли. Несмотря на ограниченные возможности наших детей, все они, согласно анкетированию, хотят, чтобы в благоустройство школы, города была вложена хотя бы малая часть их усилий. Поэтому, когда получили по поч­те положение заявочной кампании от «ЗЕБРЫ», сразу решили принять участие. Ребята загорелись, этап проектирования – в этом нам помогли специалисты со станции юннатов, потом воплощение – все было для них очень интересным. Мы уже наметили перспективы – есть в «Абилимпикс», национальном конкурсе профмастерства для людей с ограниченными возможностями, такое направление, как ландшафтный дизайнер.

На круглый стол были приглашены и депутат Законодательного собрания, председатель комитета по природным ресурсам и экологии края Виталий Дроздов, заместитель начальника отдела экологического просвещения и информации министерства экологии и рационального природопользования Анастасия Прошкина.

– Нам нужно создать полноценную систему экологического образования, – считает Юлия Осипова. – У нас каждый занимается чем-то немного, но разрозненно. Есть регионы, где есть общие программы экологического воспитания и цент­ры специализированные – с них нужно брать пример. Мы бы очень хотели, чтобы и в нашем министерстве образования, в ЗС региона на это обратили внимание. Тем более в 2020 году, пос­ле изменения Конституции РФ, там уже прописано, что государство «создает условия для развития системы экологического образования граждан, воспитания экологической культуры».

На круглом столе было принято решение о создании единого краевого интернет-ресурса по экологическому образованию и просвещению, а также о создании программы поддержки экологического проектирования коллективов «ЗЕЛЕНЫХ ШКОЛ».

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Как нефтяники поддерживают ученых
«Восточно-Сибирская нефтегазовая компания» оказывает грантовую поддержку ученым, изучающим жизнь сибирского соболя в Эвенкии. Состояние его популяции напрямую влияет на экономическое
27 января 2023
Блокада Ленинграда: цифры, факты, словарь
27 января 1944 года закончилась блокада Ленинграда – одна из самых трагических и героических страниц в человеческой истории. Ей посвящено
Блицкриг на юг
2 февраля 1942 года победой Красной армии завершилась Сталинградская битва – самое продолжительное и кровопролитное сражение не только Второй мировой