Воссозданный из руин

За последние пять лет Успенский мужской монастырь полностью преобразился

Воссозданный из руин За последние пять лет Успенский мужской монастырь полностью преобразился

Завершение реставрационных работ в летнем доме архиерея – объекте культурного наследия, относящемся к ансамблю Успенского мужского монастыря, – повод для того, чтобы вспомнить историю обители и подвести итоги очередного этапа ее восстановления.

Из обители – в пионерлагерь

На старых фотографиях монастыря, сделанных еще на пленку, – полуразрушенные стены, груды кирпичей и мусора да трава в человеческий рост. Только Енисей и сопки в просвете окна с давно выбитым стеклом, как всегда, поражают своим величием.

В конце 90-х, когда территорию передавали Церкви, здесь ничего не напоминало о бывшем благоустройстве обители. Возможно, еще и потому, что вопрос о передаче решался долго. Еще в июне 1992 года казаки

…убедительно просили передать разрушенное здание бывшего монастыря, расположенного в п. Удачный, и принадлежащую ему землю площадью 12 га с обязательством восстановить его и создать военно-спортивный казачий лагерь.

Но только в 1998 году губернатор края Александр Лебедь в ответ на просьбу владыки Антония поручает «решить этот вопрос положительно, без вариантов».

Когда в 2000 году подписывался акт приема-передачи обители, износ главного здания составлял 87 процентов. Иными словами, от него почти ничего не осталось. Долгие годы здесь размещались школа-коммуна, детский дом, потом дом отдыха учителей и, наконец, пионерский лагерь «Красноярский».

Жизнь обители прервалась – точно так же, как в сотнях монастырей России, – после революции. Незадолго до нее в заложенном в 1879 году монастыре, на который было отведено 4 000 десятин земли «указом его императорского величества», был сделан капитальный ремонт – из летнего дома архиерея перенесли в братский каменный корпус храм Святого великомученика и целителя Пантелеимона, установили новые печи, покрыли железом крышу.

Проект всех зданий монастырского комплекса был разработан иеромонахом Зосимой. Центром монастырского ансамбля была деревянная Успенская церковь, перенесенная из Езагашского селения (сейчас это Емельяновский район).

Появился приют для нищих и калек. В обители вели большое хозяйство – свой скот, пашни, сад. Проживало здесь около 200 насельников.

Судьба их осталась неизвестной – существовала версия о расстреле, но документально она так и не была подтверждена.

И часовня, и звонница

После возвращения обители силами обычных людей, послушников, а также монахинь из женского монастыря пытались навести порядок на территории и в здании. А 28 августа 2000 года отслужили праздничную литургию с пострижением первого инока Евлогия.

В 2010-м создается попечительский совет монастыря благодаря совместной инициативе Красноярской епархии и Александра Усса, в то время председателя Законодательного собрания Красноярского края.

Старинное кирпичное здание – келейный корпус монастыря – получает статус объекта культурного наследия регионального значения.

И в 2015 году завершаются работы по его восстановлению. В корпусе отреставрировали кирпичную кладку стен и декоративные элементы фасадов, усилили фундаменты и перекрытия, установили главки на крыше.

Немногим ранее на территории монастыря появились небольшие деревянные храмы, построенные на пожертвования. Первый из них – в честь святых равноапостольных царя Константина и царицы Елены.

Второй освящен в честь святого преподобного благоверного князя Олега Брянского и построен по инициативе генерал-лейтенанта Владимира Шаешникова, бывшего руководителя ГУФСИН Красноярского края – в память о трагически погибшем сыне.

И это не единственные изменения. Несколько лет назад освятили храм иконы Божией Матери «Всецарица», построенный по проекту архитектора, друга художника Василия Сурикова, Леонида Чернышева, возвели культурно-исторический центр «Успенский».

А на месте, где когда-то была деревянная Успенская церковь, не так давно появилась величественная звонница с 12 колоколами – по числу апостолов. Сейчас здесь часто можно услышать благовест или перезвон: в монастыре проводятся фестивали разных уровней, в том числе общероссийских, и занятия в рамках Красноярских епархиальных курсов по звонарскому искусству.

Сейчас завершена реставрация летнего дома архиерея.

И вот буквально несколько недель назад была закончена работа еще над одним объектом – правда, совершенно новым, не существовавшим ранее. Речь идет о водосвятной часовне, оснащенной датчиками движения: как только человек подходит, начинает течь вода.

– Часовня построена по образцу той, что находится в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, – рассказывал игумен Успенского мужского монастыря Иннокентий (Нилов). – В теплое время года и в часы, когда открыты двери монастыря, каждый желающий может прийти и набрать воды – например, для приготовления пищи или чтобы утолить жажду.

И часовня, и культурно-исторический центр – это заметно даже совершенно равнодушному к архитектуре человеку – имеют схожий внешний облик с храмом иконы Божией Матери «Всецарица».

– Мы реализовали идею Леонида Чернышева поставить храм в неорусском стиле, поэтому и все остальные объекты – и КИЦ «Успенский», и дом приемов митрополита деревянный, и звонница, и часовенка маленькая – выполнены все в той же самой стилистике, – отмечает Константин Шумов, главный архитектор Красноярского края. – Получилось, что за последние пять лет исторический фрагмент города приведен в надлежащее состояние, но работы здесь еще не завершены. Сейчас стоит вопрос о том, как благоустраивать прилегающую территорию: планируется обустройство второй части набережной, строительство причала – как элемента инфраструктуры речного транспорта. Также инициируется проведение экспертной сессии Института города, на которой рассмотрят предложения по обустройству территории.

Но уже можно сказать, что обитель полностью преобразилась, и не только внешне. Она стала местом притяжения многих верующих людей, приезжающих сюда из разных районов города. Впрочем, ворота монастыря открыты, в том числе и для далеких от православия людей. Здесь, на берегу Енисея, где ежедневно возносятся молитвы, готовы принять всех.

Справка «НКК»

Неорусский стиль – на­прав­ле­ние в русской ар­хи­тек­ту­ре и де­ко­ра­тив­но-при­клад­ном ис­кус­ст­ве в рам­ках сти­ля модерн, ос­нован­ное на сво­бод­ной интер­пре­та­ции мо­ти­вов древнерусского ис­кус­ст­ва. В ка­че­ст­ве про­об­ра­зов используются до­мон­голь­ские по­строй­ки Нов­го­ро­да и Пско­ва, а так­же деревянное зод­че­ст­во Русского Се­ве­ра. Сре­ди клю­че­вых по­стро­ек в неорусском стиле можно назвать Яро­слав­ский во­к­зал, По­кров­ский храм Марфо-Ма­ри­ин­ской оби­те­ли в Москве.

Построенный спустя век

Каждый воскресный вечер здесь собирается немало людей – усталых и измученных. «Я́ко­же пти́ца крило́ма покрыва́ет птенцы́ своя́, та́­ко и Ты ны́­не, при́с­но жи́ва су́­щи, по­кры́й нас мно­го­це­ле́б­ным Тво­и́м омофо́ром». Эти строки из акафиста Божией Матери «Всецарица» читаются ими вместе с монахами. Куда идти, если болезнь, кажется, не дает ни единого шанса? Сюда – в храм, освященный в честь этой иконы.

В апреле 2016 года сюда был принесен список с чудотворной иконы Божией Матери «Всецарица» из Ватопедской обители святой горы Афон. Именно перед ним молятся, чтобы получить исцеление от многих тяжелых недугов, в том числе и онкологических.

Проект же этой монастырской церкви был подготовлен еще в начале прошлого века, незадолго до революционных событий, известным архитектором Леонидом Чернышевым.

Краеведческий музей, особняк Ицына с мавританскими мотивами по улице Кирова и еще множество заметных в городе зданий появились благодаря ему. По понятным всем причинам построить храм в то время не удалось.

Вспомнили о нем в конце 90-х годов прошлого века – проект с эскизами известного в Сибири архитектора сохранил библиофил Геннадий Юдин среди своих документов. Благодаря этому проект и дошел до нашего времени. И в 2012 году наконец состоялась закладка здания.

– Это был только эскизный проект, рабочую документацию полностью выполнял наш институт, – рассказывал Владимир Егоров, генеральный директор ООО УСК «Сибиряк». – Получается, что архитектор задал только направление, все остальное делали мы. Но никаких изменений во внешний облик не было внесено: каким Чернышев его задумал, таким он и появился. Единственное дополнение мы сделали по просьбе Красноярской епархии: в подвальном помещении запроектирована крипта – место для захоронения. Само здание возвели за восемь месяцев, но роспись заняла больше года.

Во внешнем облике здания прочитываются восьмискатные покрытия древних новгородских храмов. Построена церковь на средства меценатов.

– Не хотел бы называть суммы, которые внесли отдельные красноярцы, – отмечал Александр Усс, рассказывая о строительстве храма. – Все это полностью частные пожертвования. Полагаю, что здесь важно не количество денег, которые сюда вложены, а прежде всего отношение и душа. Здесь во славу Божию и во славу Красноярска потрудились многие с равным желанием.

Для выставок и экспозиций

Когда-то он явно знал лучшие времена, но многим нашим современникам запомнился не в самом презентабельном виде: старенький, с облезлой зеленой краской на фасаде и частично оторванными ставнями. На входной двери, казалось, навечно повис внушительный замок, а над самим зданием – ощущение безнадежности и запустения.

Сейчас у летнего дома архиерея – нарядный и даже праздничный вид. Его реставрация завершилась буквально на днях.

31 августа служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края выдала разрешение на ввод в эксплуатацию объекта по улице Лесная, 51.

Сегодня даже не верится, что всего около трех лет назад в ЗС Красноярского края рассматривали вопрос о включении здания в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ.

А Юрий Тихонович, в то время начальник отдела государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия службы по государственной охране объектов культурного наследия края, рассказывал, что двухэтажный деревянный дом – один из ценнейших объектов Успенского мужского монастыря. С интересной планировкой, сохранившимися декоративными элементами фасада, построенный в конце XIX века иеромонахом Зосимой.

Зачастую с момента включения в реестр до реставрации проходят десятки лет, но этому зданию повезло: жильцы уже были расселены, оно не использовалось.

Работы по усилению фундамента, реставрации ценных элементов и прокладке современных коммуникаций были выполнены в короткие сроки. Восстановили по старинным фотографиям некоторые элементы дома. Не забыли и о территории – сейчас к входу ведет отсыпанная дорожка, вокруг – клумбы с цветами, зеленый газон.

– Вообще в Красноярске сохранилось три архиерейских дома, – отмечает Алексей Язев, настоятель Свято-Троицкого храма поселка Емельяново, древлехранитель Красноярской епархии. – Один из них – в кирпичном здании, на Горького, 27, уже отреставрирован, второй был построен в Удачном, и есть еще один – тоже деревянный, на территории бывшей духовной семинарии, по адресу: Горького, 2.

Да, когда-то у них было схожее назначение, но сейчас все поменялось. Когда-то существовали планы в здании на Лесной, 51, открыть паломнический центр, но в итоге было принято решение сделать его частью культурно-исторического центра «Успенский».

Предполагается, что скоро там откроется выставка по истории православия в Красноярском крае: можно будет увидеть архивные материалы, экспонаты из краевых музеев и частных коллекций.

А на втором этаже появятся три отдельных интерактивных экспозиции: монашеская келья, крестьянская изба, купеческий быт конца XIX века.

Место просвещения

– Открываются ворота монастыря, и мы впускаем мир в свою обитель, но для того обитель и существует, чтобы всех приходящих утешать и слезу вытирать, а с появлением этого центра еще и обучать, – говорит в фильме, посвященном истории Успенского мужского монастыря, его игумен Иннокентий Нилов. Речь идет о появлении на территории обители культурно-исторического центра.

Он открылся – конечно же, в праздник Успения – четыре года назад. И в кратчайшее время стал популярен у совершенно разных людей.

По основному замыслу организаторов, центр должен способствовать нравственному, духовному воспитанию людей – через изучение народной культуры.

Но многие сюда приезжают даже не на лекции и мастер-классы по росписи игрушек, тканей, валянию шерсти, которые проводятся для всех желающих бесплатно, а просто отдохнуть душой.

Полистать книги на диване рядом с камином, где на полках альбомы по искусству и тома русской классики мирно соседствуют с собранием сочинений Паисия Святогорца.

Или же зайти в выставочный зал, подняться наверх, где обязательно идет какая-то интересная лекция по психологии семейных отношений или истории.

Сотрудники центра устраивают специальные мастер-классы для воспитанников детских домов, пожилых людей, инвалидов. И это не просто для развлечения. Не зря же существует в психологии такое понятие, как арт-терапия: в приобщении к культуре заложен большой потенциал исцеления человека.

Есть еще один очень важный момент – на площадях КИЦа разместился крупнейший в крае реставрационный центр: здесь обновляют иконы, дают новую жизнь многим картинам и объектам краеведческого музея.

Фото пресс-службы Красноярской епархии, с сайта «История архитектуры Красноярского края» и monastyr-uspeniya.ortox.ru

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного