Вот новый поворот Сдать на права станет сложнее

Вот новый поворот Сдать на права станет сложнее

В МВД подготовили новый регламент сдачи экзаменов в ГИБДД. Если Минюст одобрит изменения, до конца года курсантам в автошколах придется сдавать новые упражнения на автодроме и отвечать на дополнительные вопросы за каждый промах в билетах. За чистотой вождения по городу также будут следить строже. В полиции уверены – ужесточение снизит аварийность среди «чайников» и в целом стабилизирует ситуацию на дорогах.

Наш корреспондент разбирался, так ли сложны на деле предлагаемые «усложнения» и каким образом лишняя «змейка» повышает качество езды на практике.

Без права на ошибку

При сдаче теоретической части экзамена курсант сегодня может допустить две ошибки из 20 заданий. Однако после нововведений за каждый неправильный ответ будет добавляться еще по пять вопросов из проваленной темы. И тут уже ошибиться нельзя. На автодроме обязательными к исполнению станут не три варианта упражнений, а пять. Список возможных тестов расширен с 10 до 17 – тут и остановка для высадки пассажиров, и парковка задним ходом с выездом с парковочного места, скоростное маневрирование (для мотоциклов). Городской этап изменился мало, но за курсантом будут следить строже – каждый промах стоит штрафных баллов. К примеру, заглох двигатель при старте – один балл, непристегнутый ремень – три балла, не развернулся на перекрестке – пять баллов. Вдобавок на маршруте могут попросить совершить дополнительные маневры – тот же разворот или правильно переехать через железнодорожный переезд.

Справедливости ради отметим, что даже нынешний экзамен не так уж и прост, как думают многие. К примеру, в Красноярском крае с первого раза сдают лишь 33 % курсантов. Остальные уходят на пересдачу.

Представитель регионального управления ГИБДД Антон Нор рассказывает, что ужесточение регламента, безусловно, приведет к положительному результату – снизит аварийность и нормализует обстановку на дорогах. А в том, что «методика строгости» работает, у полицейских нет сомнений. Как доказательство – недавние изменения требований к самим автошколам, качеству обучения, составлению программ и материальной базе. Все это на деле уже приносит плоды – количество серьезных ДТП с жертвами, совершенных молодыми водителями, в крае упало по сравнению с прошлым годом на 10 %. За 2015 год новички совершили 165 ДТП с жертвами, что составляет 8 % от общей статистики.

Естественно, на ситуацию повлияло также повышение штрафов, ужесточение наказаний за некоторые нарушения, но и вклад автошкол тоже отрицать нельзя.

Фактор зубрежки, или Думать не запретишь

Впрочем, не все так однозначно – нельзя сказать, что ужесточение экзамена тут же уберет с дороги лихачей и избавит от серьезных аварий.

Представитель Железногорской федерации автоспорта Глеб Шелепов говорит, что нововведение даст результат, но не в той мере, как ожидают инициаторы:

– Безусловно, введение дополнительных вопросов на экзамене заставит некоторых лучше учить теорию. Но стоит помнить: программа одна, билеты одинаковые, их число ограничено. Может сработать простой фактор зубрежки. На мой взгляд, человек должен в первую очередь думать, как применить то или иное правило дорожного движения в различных ситуациях, а не запоминать все на автомате.

А вот по поводу практических занятий Глеб Шелепов всеми руками за. По его словам, чем больше у обучаемого практики, тем лучше. При этом неплохо было бы увеличить количество обязательных для наезда часов и разнообразить сами маршруты движения.

Координатор краевого отделения Федерации автовладельцев России Егор Фролов более категоричен. Он считает, что введение в программу нескольких упражнений не может существенно повысить мастерство водителя. Кроме того, сама процедура сдачи должна стать более прозрачной. Иными словами, должен быть исключен фактор сдачи экзамена «своими» курсантами или, попросту говоря, покупки водительского удостоверения.

Чему не учат в автошколе

Сергей ПИНСКОЙ

профессиональный водитель

– Вождение автомобиля – это прежде всего простая механическая моторика, физический навык. Такое качество тренируется и нарабатывается лишь многократным повторением. И с этой точки зрения дополнительные упражнения гипотетически могут помочь водителю лучше освоить материал, ориентироваться в потоке. Но с одним условием – нужно увеличивать еще и практические часы. Ведь навыков от курсанта теперь требуется больше, а на их закрепление нужно время. На мой взгляд, заложить должный навык в рамках существующих программ невозможно.

Стоит помнить, что на площадке все происходит в неких идеальных условиях. Вот тебе вешки, вот заранее отмеренное расстояние. Но в городе все иначе. Тут машины припаркованы впритык, в гараж нужно заезжать ночью и без фонарей, а «змейка» выстроена из перебегающих в неположенном месте пешеходов. Первые же самостоятельные попытки припарковаться и выезды показывают всю беспомощность и неумение начинающих. Все потому, что тут не как на площадке, а в автошколе этому не учили.

И еще – в практике совершенно ничего нет относительно контраварийных приемов. В вопросах-то этот аспект освещается. К примеру, при заносе на переднем приводе повернуть колеса в сторону поворота, нажать на газ… Все это знают, но применят ли на практике? Вопрос! Или банальное экстренное торможение – даже опытные зачастую пугаются «бьющей» в педаль тормоза АБС и отпускают ногу, чего делать категорически нельзя. Но ведь произойди такая ситуация с новичком на трассе, в 100 % случаев он допустит все мыслимые и немыслимые ошибки.

Дело не только в строгости?

Спорить о том, поможет ли ужесточение водительских тестов наладить обстановку на российских дорогах, можно до бесконечности. Однако опыт зарубежных стран показывает – корректность на трассе возможна при различных моделях обучения и экзаменов. К примеру, в США, где за руль садятся зеленые подростки, и в Германии с самой строгой и педантичной системой допуска к авто смертность на дорогах ниже российских показателей. Так может, все дело не только и не столько в строгости?

В Штатах тоже существует теория и практика, но все до предела упрощено. Собственно, в США и сами правила по сравнению с российскими кажутся элементарными. Экзамен по теории считается сданным, если курсант правильно ответил на 14 из 20 или 40 из 50 вопросов – все зависит от штата. В случае успеха уже через несколько дней вы можете кататься по временному водительскому удостоверению целых полгода (не сдавая практики!). К слову, учиться вождению в привычном понимании не нужно – наматывать часы никто не требует. Достаточно прослушать пятичасовой курс лекций о вождении, а научить собственно управлять авто вас могут родители или друзья.

Сам экзамен по вождению проводится через несколько месяцев. Для этого курсант должен сам на своей машине приехать на тест и прокатить экзаменатора в течение 10–15 минут. Вас обязательно попросят припарковаться или развернуться. Даже по сравнению с нынешними российскими строгостями американский тест выглядит детсадовской прогулкой.

А вот в Германии все намного строже. Учиться нужно аж 10 месяцев, а сам экзамен в общей сложности длится пять часов. При этом даже самый зеленый «чайник», минуя автодром, в первый же день обучения практическому вождению попадает в город или на автобан, где скорости далеко за сотку. Практика и еще раз практика – чем больше город, тем больше часов нужно накатать немцу, желающему стать водителем.

А теперь для сравнения: в России ежегодно погибает на дорогах 18,8 человека на 100 тысяч населения, в Германии – 6 человек, в США – 14 человек. Учитывайте, что в упомянутых странах еще и уровень автомобилизации в разы выше, чем в России.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
28 марта 2024
Какие растения нельзя выращивать на дачном участке
Приближается открытие дачного сезона, и многие садоводы уже планируют, что именно и в каком количестве они будут выращивать на своих
Без рубрики
28 марта 2024
Норильск – самый северный город мира с численностью населения более 150 тысяч человек
Норильск получил статус рабочего поселка в 1939 году, в 1953-м был признан городом. Однако первые русские поселенцы здесь появились значительно
Без рубрики
28 марта 2024
Верба: зачем нужна и почему ценят
Вербное воскресенье Последнее воскресенье перед Пасхой — время, когда вспоминают въезд Христа в Иерусалим. Встречали его тогда ветвями пальм, символом праздника. Однако из-за