
Одно из крупнейших в стране предприятий промышленного железнодорожного транспорта АО «В-Сибпромтранс» стало участником нашего проекта «Месяцы, опаленные войной», посвященного 80-летию Победы. Помнить и заботиться о каждом участнике Великой Отечественной, о тружениках тыла и детях войны – изначальная традиция компании, неизменная на протяжении ее почти полувековой истории. Мы открываем цикл публикаций, в котором расскажем, как хранят и передают новым поколениям живую память о славных и трагических страницах нашего прошлого.
Любое живое свидетельство о той далекой войне – подлинная драгоценность, которая с годами становится все дороже. Поэтому в компании «В-Сибпромтранс» всегда с особым вниманием относились не только к непосредственным участникам Великой Отечественной, но и к тем, кому выпало жить и работать в то суровое время, их воспоминаниям. Инициатор этой доброй памяти – генеральный директор Геннадий Семенович Лапунов, в детстве переживший все ужасы оккупации и видевший страдания людей… Он знает, что каждый рассказ ветерана – не просто вклад в сокровищницу нашей общей памяти, но и то, что дает силу жить и работать.
Семен Пахомович Вялый
Машинист. Более полувека отдал железной дороге, из них 28 лет трудился в Ангарском филиале АО «В-Сибпромтранс». Новатор, первым начавший управлять тепловозом «в одно лицо», без помощника. Наставник, подготовивший более десятка машинистов… Сейчас ему 93 года. Его жизненной бодрости удивляются все, кто его знает.
«За спиной у машиниста ежедневно по 70 вагонов с топливом, надо смотреть за грузом, обеспечивать безопасность перевозок и других работ. Это люди особой породы. Таких, кажется, сейчас уже нет», – так сказала о нем в интервью городской газете бывший начальник отдела кадров ППЖТ Лидия Андреевна Шейбина.
И по нынешним временам человек такого характера выглядит действительно особым, что видно из того небольшого монолога, который мы приводим без купюр. Остается только упомянуть – родом Семен Пахомович с Донбасса, из села Кодема, что неподалеку от города Артемовска, освобожденного дважды – летом 1943 года и в мае 2023-го.
– Когда война началась, мне только исполнилось десять лет, и был я, скажем так, большой шалун, везде успевал, курил и даже у немцев сигареты воровал… Состоял я в подпольной организации. Руководил ею Иван Васильевич Великий, директор школы, член партии. От него носили мы, ребята, донесения в другую деревню, где был секретарь подпольной парторганизации – о нем я узнал уже после войны. Ходили туда и зимой, и летом с записками, зашитыми в рукав фуфайки. Лесов там нет, поэтому и партизан не было, но были подпольщики… Однажды в деревне мы подожгли немецкий склад – в амбаре у одного дедушки немцы хранили мотоциклы, велосипеды, патроны, оружие. Вот этот амбар мы и сожгли. А старика того фашисты потом расстреляли. Но это один из множества памятных эпизодов… Под оккупацией пробыл я около двух лет. Многое пришлось пережить за это время. Попадал под бомбежку, меня контузило – и сейчас левое ухо не слышит, врачи так и сказали, что контузия всему причиной.
Жизнь была тяжелая, кушали что попало – и лебеду, и мерзлую картошку. Семья у нас большая, десять человек. Отца забрали в трудармию в Челябинскую область. А мамочка с нами одна возилась… Когда нас освободили, брата забрали в армию, на войну, так я стал самым старшим мужчиной в семье. Работал в колхозе – пахал, зерно возил… В семнадцать лет окончил железнодорожное училище. Сначала работал кочегаром, там же, на Донбассе. Потом меня забрали в армию на Дальний Восток. Отслужил в воздушно-десантных войсках, так и остался в Уссурийске. Работал на паровозе. В пятьдесят восьмом переманили в Ангарск – там у меня друзья были. А я еще юноша неженатый – отчего бы не поехать? Думал, посмотрю, что это за город, – так и остался…
У меня есть удостоверение участника Великой Отечественной войны. Войну вспоминаю часто, очень часто. И очень жаль, что сейчас Артемовска, считай, нету, и села моего тоже – все разбито. Мне по интернету удалось это разузнать. Конечно, все восстановят, но на это уйдут года… Поэтому мое самое главное пожелание всем людям – здоровья, и еще больше – мира.
Владимир Кузьмич Повторихин
Работал в Ачинском филиале компании с начала ее создания. Должность перед уходом на пенсию – старший инженер сектора эксплуатации. Но это далеко не полная «железнодорожная» биография Владимира Кузьмича: в первые послевоенные годы он трудился приемосдатчиком на станции Ачинск-2, четыре года работал в Китае, после возвращения был назначен начальником станции Западная, которая специализировалась на приемке и отправке промышленных грузов для глиноземного комбината.
Но перед всем этим была война, которую он прошел в составе 11-го Западного кавалерийского полка, затем 12-й гвардейской дивизии. Призван Ачинским райвоенкоматом в 1943 году. Попал в учебное подразделение. «Нас на этих военных курсах учили стрелковому делу, уничтожению танков противника, тактике действий в бою. Выпустили нас в августе 1943 года. Я был зачислен в кавалерийский полк – как-никак с детства умел управляться с конем, ведь родился в деревне Заворки. На лошадях мы, детвора, катались, водили табуны на водопой, да и по хозяйству всегда имели дело с лошадьми. Это, наверное, и сыграло свою роль, когда меня направили в кавалерийский полк… Правда, не всегда приходилось устремляться в атаку с шашкой наголо. Это было лишь когда проводили рейды по тыловым подразделениям противника. Обычно же нас бросали на подкрепление стрелковым частям, и тогда приходилось спешиваться и воевать вместе с пехотой».
Прошел он от советских границ до Германии и Венгрии, участвовал в освобождении Будапешта – там и был ранен.
«Наши разведчики захватили пленного немца. Видимо, он располагал ценными сведениями, раз мне приказали отконвоировать его в штаб. Причем особо наказали привести живым, чтобы с ним ничего не случилось. «Глаз с него не спускай», – наставлял командир… Идти было недалеко. Повел я фрица к командованию, а тут налетели на наши позиции немецкие бомбардировщики. Ад начался кромешный. Земля как на дыбы вставала, когда в нее врезались вражеские стокилограммовые бомбы. Выполняя приказ доставить его живым и невредимым, упал я на немца, прикрыл своим телом, чтобы не пострадал… Немца тогда я спас, да вот сам был контужен и осколочное ранение получил в руку. Несмотря на ранение, довел «языка» до штаба. Потом лечился в госпитале. Потом вернулся в строй и служил до февраля 1948 года».
Воспоминания эти взяты из книги «Связь времен» – Владимира Кузьмича не стало через пять лет после ухода на пенсию – и записаны в том числе со слов его сына, Сергея Владимировича, который продолжил дело отца, работал в компании помощником директора по вопросам безопасности движения, охраны труда и чрезвычайным ситуациям.
Мои родители – железнодорожники, что и сыграло большую роль, когда возник вопрос выбора жизненного пути, – рассказывает он. – Отец – это пример для всей жизни. Когда я был маленький, он полностью рассказывал нам свою военную биографию, и все это осталось с детства и до сих пор. Его рассказы я слушал с огромным интересом, не вдумываясь в саму сущность. Только со временем стал осознавать, что это не просто фронтовые эпизоды – это прожитые частицы его жизни и в то же время – годы самоотверженности советских людей на фронте и в тылу. Об этом никогда нельзя забывать.
9 Мая для меня и моей семьи – самый большой, значимый праздник, и сегодня мой внук на шествии «Бессмертного полка» несет портрет прадеда…
И еще, по словам Сергея Владимировича, коллеги называли отца «кавалеристом», и он никогда не обижался – гордился. На праздник надевал награды – орден Отечественной войны II степени, медали «За отвагу», «За взятие Будапешта» и «За победу над Германией». Сегодня его потомки хранят их как семейную святыню.
Фото: АО «В-Сибпромтранс»



