Во время Олимпийских Игр мы радуемся каждой медали, отвоеванной российскими спортсменами у соперников в тяжелейшей борьбе. При этом порой забываем, что за этими золотыми или серебряными символами победы скрывается титанический труд не только самого спортсмена, но и многих других людей. И тренеров, и врачей, и даже… ученых. Так, Красноярский фонд науки не так давно поддержал проект по созданию инновационного материала для спортивных саней, который, вполне возможно, даст дополнительные шансы на победу.
Эксперты называют санный спорт «битвой технологий». И основания для этого вполне очевидны. Скорость и безопасность напрямую зависят не только от мастерства управления, но и от снарядов. Материал изготовления, настройка саней – здесь все имеет значение. Для того чтобы достичь оптимальных характеристик, позволяющих обогнать соперников, уходят годы. Отставание в технологиях сложно возместить даже высочайшим мастерством спортсменов. Понятно, что «чужие сани» просто так в руки никто не даст. Среди тех, кто непоколебимо держит первенство в технологиях, специалисты называют немцев. Именно их спортсмен смог обойти нашего Альберта Демченко в Сочи.
Одно из красноярских предприятий совместно с тренером высшей категории Академии зимних видов спорта Константином Ивановым уже несколько лет занимается разработкой материала для спортивных саней, вариантов сборки и настройки снаряда. Задачи успеть к Олимпиаде в Сочи не ставили – слишком большой объем работы предстоит впереди.
– Думаю, что на немецких санях Демченко тоже бы всех объехал, – говорит Роман Долгий, коммерческий директор предприятия. – Превзойти немецкие технологии не смогли пока ни одни разработчики. Никто не знает, из чего именно изготовлены их сани, – можно делать какие-то предположения по звуку езды, по скорости на виражах, но не более того…
– Сейчас большая часть комплектующих в наших санях – импортного производства, в том числе и полоз, над которым специалисты работают в настоящее время. На сегодняшний день его функции выполняет элемент из клееного дуба австрийского производства.
– Но он очень жесткий и по своим эксплуатационным характеристикам значительно проигрывает современным аналогам, которые используют наши соперники, – поясняет Роман Долгий. – Наша разработка, как показали испытания, гораздо лучше. В качестве основы используется композиционный материал на основе полимеров. Он обладает достаточно высокой прочностью, не боится перегрузок при низких температурах. И позволяет гасить вибрацию, что делает прохождение саней по трассе более «гладким». А это немаловажно. Если посмотреть на ледяную трассу вблизи, она напоминает гофрированную трубу: искусственный лед после фрезеровки под траекторию образует легкие волны постоянной длины. Именно они в основном и вызывают вибрацию. Конечно, есть нюансы. К примеру, вибрация при температуре минус 2 и минус 12 градусов – разная. Не исключено, что продукт под каждый лед у нас будет специализирован. В любом случае промежуточные результаты достаточно хорошие, тренеры высоко их оценили, и мы продолжаем работать дальше.