Воздушные ворота края

Особая ответственность Емельяновского района

Воздушные ворота края Особая ответственность Емельяновского района

Первый Ил-62 приземлился в красноярском аэропорту Емельяново в 1980 году. Именно тогда региональная авиация вступила в новую эру, а Емельяновский район получил новый толчок для развития. Уже тогда, во времена СССР, эта территория стала, как говорится, престижной. Иметь здесь дом считалось большой удачей. Еще бы – воздушные ворота края, федеральная трасса, по которой провозят первых лиц во время официальных визитов. А ведь таким «районом с открытки» вполне мог стать и любой другой, расположенный вблизи города. Впрочем, люди и без того облюбовали Емельяново с давних времен – первые переселенцы из европейской части России основались здесь в 1700 году.

На перекрестке путей

Емельяновский район всегда был для Красноярска стратегическим. Это сельский пригород с плодородными землями, а значит, основа продовольственной безопасности столицы края. Это прекрасное место для дачи (в советское время), а сегодня и для коттеджа для постоянного проживания. Строительство аэропорта круто изменило всю структуру экономики района. Новый «авиационный профиль» позволил создать не только новые рабочие места, но и дал толчок для развития смежных производств. Взять хотя бы снабжение рейсов «воздушными» обедами. Соответствующее предприятие разместилось в районе.

Впрочем, однозначно сказать, что именно порт сделал район, было бы неправильно. Да, авиация имеет большое значение для территории. Но сам район издавна был самодостаточным.

То место, где располагается сегодня районный центр Емельяново, издавна обладало завидным географическим положением. Такого нет в любом другом районе. В 1700 году здесь располагалось четыре деревни – Зеледеева, Емельянова, Установа и Арейское. Уже в середине XVIII века через них прошел Московско-Сибирский тракт (сейчас здесь пролегает федеральная трасса М-53). Уже тогда село было воротами региона, которое ну никак не пропустишь, если вы решились проехать в Красноярск с западной стороны. А в XIX веке все четыре деревни слились в одно целое. Торговля шла бойко – лес, пушнина… Население прибавлялось. Работы на тракте хватало всем.

Тут всегда кипела жизнь и были интересные люди. Суриков, Чехов, Чернышевский, цесаревич Николай (царь Николай II), Радищев, Ленин, декабристы, революционеры… Кого тут только не было. И сегодня этот район привлекает археологов и ученых, ведь здесь существовала своеобразная тагарская культура. Множественные находки говорят, что человек жил в этих местах очень и очень давно.

Так что Емельяново просто изначально не суждено было быть заурядным населенным пунктом и точкой на карте. Правда, в то время Емельяново в народе величали Семиверсткой за его растянутость вдоль дороги. Современное название появилось лишь в 1948 году. При этом рост за три века существования села не прекращался ни на год. Уже в 1930-х Емельяново признали районным центром, а в 1960-х селение выросло до размеров поселка городского типа.

Окрестные деревни в период советской власти превратились в передовые колхозы, совхозы и животноводческие хозяйства. И несмотря на то что в постсоветский период в российском селе были серьезные проблемы, многие предприятия отрасли в районе выжили и сумели подняться на новый уровень.

То, что производится здесь, всегда найдет рынок сбыта, ведь рядом – миллионник Красноярск. Емельяновский район – это гарантия продовольственной безопасности не только краевого центра, но и региона в целом. Так было с тех самых времен, когда село основал Емельянов, и после, когда колхозы поселка объединили в один большой – «Путь Ленина».

Сегодня здесь размещены самые передовые предприятия отрасли – племзаводы «Шуваевский», «Элита», кооперативы «Солонцы», «Никольский», птицефабрика «Заря»… Эти предприятия снабжают город и край мясом, яйцами, молоком, хлебом и другими продуктами питания.

В зоне комфорта

Сегодня в Емельяновском районе более десятка уже отстроенных коттеджных поселков. У красноярцев это направление всегда считалось престижным. Практически до любого населенного пункта проложен асфальт, а домчаться до города на машине можно буквально за минуты. Ну а уж дач, оставшихся с советского периода, здесь тысячи. К слову, многие деревни именно благодаря интересу строителей обрели вторую жизнь. Ведь если рядом селятся успешные горожане, значит, у района есть перспективы.

Недавно, к примеру, совместно с краевыми властями запущен проект по обеспечению многодетных семей жильем. Уже несколько сотен семей изъявили желание жить здесь. В районе планируется построить целый поселок для многодетных с новыми домами, собственной инфраструктурой и прочими благами цивилизации. В общем-то, район именно этим всегда и славился – вроде и живешь в деревне, дышишь чистым воздухом, но оторванности от мира тут не ощущаешь ни капли.

Небесная дюжина, или Пальцем в небо

Аэропорт Естественно, самое главное предприятие Емельяновского района, которое делает его исключительным в ряду других, это аэропорт. Емельяново пришел на смену старому аэропорту в Красноярске в 1980 году. Хотя и в 1960-е уже было понятно, что переносить взлетную полосу из краевого центра куда-то нужно. Вот только куда? Все решилось совершенно случайно.

Занимавший в 1970-е годы должность главы Красноярского управления гражданской авиации Владимир Кузнецов вспоминает, как они с коллегами путешествовали сначала по карте, а потом и на своих двоих по окрестностям Красноярска. Перебрали тринадцать вариантов, однако все они были отметены генштабом. В советское время все решали военные, и уж если строительство гражданского порта предполагалось слишком близко к военным или просто в неподходящем месте, его отвергали.

Идеальными казались площадки близ совхоза «Элита», на месте нынешнего Крастяжмаша, в Манском районе… И вот когда белых пятен на карте почти не осталось, Кузнецов обратился к бывшему тогда главой края Павлу Федирко с просьбой, как бы сейчас сказали, пролоббировать. Он, конечно, согласился. Узнали, что самым ярым «противником» аэропорта в Красноярске был главком ракетных войск Владимир Толубко.

Выяснили, что он частенько летает по стране с инспекциями своих частей. Несколько ракетных баз располагались и в нашем крае. Федирко и Кузнецов разработали настоящий план оперативных действий. Решено было не беспокоить маршала на его территории, а дождаться прилета на свою. Предупредили диспетчеров – как только самолет главкома приземлится в Красноярске, сразу звонить Федирко или Кузнецову.

Ждали недолго. Кузнецов вместе с замом Федирко как раз успели к «торжественной встрече» маршала к трапу самолета. Военачальника встретили, определили в крайкомовскую гостиницу, тут же на бильярдном столе расстелили перед ним карту и в лоб спросили: где размещать аэропорт?

Толубко, осмотрев «кресты» отвергнутых вариантов, ткнул на карте как раз в то место, где сегодня и располагается Емельяново: «А вы вот здесь и размещайте». Толубко расписался на карте, а красноярцы отправились в Москву с этим «документом» и получили добро на аэропорт в самых верхах.

А в Емельяново сегодня новая история. К универсиаде 2019 года вся инфраструктура должна претерпеть существенные изменения. Международный аэропорт должен «сменить костюм». В перспективе не только строительство новых терминалов, но и объединение с появившимся в 1988 году аэропортом Черемшанка. По планам, уже к 2030 году пропускная способность порта должна увеличиться в три раза.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного