Как отмечают психологи, факторы, рождающие криминальное поведение в подростковой среде, остаются неизменными многие годы. Это семья, круг общения, небезопасная школьная среда, конфликты с учителями. Повлиять на них невозможно, если подросток уже совершил преступление и находится в изоляции. Но изменить отношение тинейджера к окружающему миру можно и нужно.
Что толкает в криминал
Повторная преступность среди подростков – серьезная проблема в Красноярском крае. Как снизить показатели и корректировать криминальную зараженность несовершеннолетних? Ответ на эти вопросы стараются найти психологи ГУФСИН России по Красноярскому краю.
Ребята поступают к нам, уже имея представление о криминальной «культуре», – рассказывает заместитель начальника межрегионального отдела психологической работы ГУФСИН Екатерина Кузнецова. – Мы собрали статистическую информацию по России и выяснили, что в устойчивое криминальное поведение подростков толкают самые простые факторы: семейное неблагополучие (причем это может быть как гиперопека, так и попустительский тип воспитания, когда ребенку все разрешают). На втором месте окружение сверстников. На третьем – школьная среда. У многих подростков были конфликты с учителями, их недооценивали, относились предвзято, они подвергались буллингу. А также особенности ребенка. Например, гиперактивность.
Как говорят психологи, при правильном воспитании такие особенности можно устранить или перевести их в правильное русло. И тогда гиперактивный ребенок станет лидером. Но если этого не случилось, подросток может попасть в сферу внимания правоохранительных органов и службы исполнения наказания.
– Мы решили проработать проблемные сферы, выявленные в нашем исследовании, и определить потребности, которые могут быть закрыты деструктивным поведением. В результате разработали несколько форматов игр, которые помогут подросткам изменить свое поведение, – поясняет Екатерина Кузнецова.
Вперед – к вершине
Так родилась идея создания игры, которая помогла бы подросткам преодолеть криминальные наклонности и сформировать позитивный жизненный сценарий. Назвали ее «Вершина». В этой игре участники, и действительно, отправляются к вершинам – в путешествие по горам, сталкиваясь с препятствиями, которые напоминают реальные жизненные испытания.

– Представьте себе: вы стоите на краю обрыва, перед вами узкая тропинка, ведущая вверх. Ваш напарник предлагает вам пойти вместе, но вдруг оказывается, что он ведет вас в ловушку. Что выберете вы? Пойти дальше в одиночку или довериться ему? – спрашивает психолог. – Игроки обсуждают, как поступить, если их друг просит помочь скрыться от родителей. Или когда они становятся свидетелями конфликта.
Игроки выбирают маршрут и обсуждают темы, которые им интересны, такие как семья, школа и общение. В процессе игры они сталкиваются с различными ситуациями, которые требуют принятия решений и обсуждения.
Каждый шаг в этой игре – решение, которое меняет будущее. Каждый выбор – это шанс взглянуть на ситуацию с новой стороны. И главное – здесь нет неправильных ответов. Есть лишь опыт, который можно использовать для дальнейшего роста.
Если же подросток сталкивается с трудностью, он может остановиться, задуматься, попросить совета у ведущего. И вот тут-то и начинается настоящая магия. Ведущий, как мудрый наставник, направляет игрока, помогает ему увидеть новые возможности, открывает глаза на то, что раньше казалось недоступным.
Это как если бы вы стояли на вершине горы и вдруг увидели, что впереди открывается бескрайний горизонт. Вы понимаете, что есть множество путей, ведущих вниз, и каждый из них приведет вас туда, куда вы хотите попасть. Главное – выбрать тот, который кажется правильным именно вам.
Создатели отмечают: эта игра позволяет психологам понять, как подростки ведут себя в различных ситуациях. Кроме того, участники осознают, что можно действовать по-другому, это безопасно. Они учатся запрашивать помощь и понимать, что их действия имеют последствия. А это способствует развитию ответственности и критического мышления.
После игры мы наблюдаем улучшение коммуникации среди участников. Они начинают делиться своими мыслями и чувствами, а также запрашивать помощь. В процессе игры они учатся работать в команде и поддерживать друг друга, – констатирует Екатерина Кузнецова. – Игра не только развивает навыки общения, но и помогает подросткам лучше понимать себя и свои эмоции.
Путь домой
Еще одна игра предназначена для тех, кто в скором времени выйдет из мест лишения свободы и отправится домой. Она так и называется – «Мой путь домой». Здесь участники путешествуют по планете Земля, решая задачи, связанные с реальными жизненными вызовами: поиском работы, налаживанием отношений с семьей, построением новых связей.

Эта игра учит подростков тому, что возвращение домой – это не конец пути, а начало нового этапа. И каждый день – это возможность начать все сначала, построить жизнь такой, какой они хотят ее видеть.
Здесь ребята учатся работать с эмоциями и находить способы справляться с трудными ситуациями. Это помогает им развивать критическое мышление и уверенность в себе.
Мы регулярно собираем обратную связь от участников, чтобы понять, насколько игры помогают им в жизни. Многие подростки отмечают, что игры дают им полезные подсказки и помогают находить решения в сложных ситуациях. Они осознают, что могут самостоятельно достигать своих целей и справляться с трудностями. Игры помогают им расширить свою картину мира и понять, что они могут действовать по-другому, – отмечают психологи.
В ГУФСИН уверены: такие игры могут использоваться не только в закрытых учреждениях, но и в системе образования. Ведь это эффективный инструмент для профилактики негативного поведения среди подростков. А для детей – способ понять себя и выбрать правильный путь.
Кстати, игры уже опробовали на обычных ребятах на одной из научно-практических конференций. И подростки с удовольствием делали ходы, отвечали на вопросы и искали пути в различных жизненных ситуациях. Им понравилось, ведь в игре нет слов «обвиняемый», «осужденный» или «трудный». Психологи уверены: дети не могут быть плохими, такими их делаем мы. И помочь подростку найти правильный путь в жизни – основная задача взрослых.



