Российские овощеводы традиционно закупают семена картофеля и свеклы за рубежом. Однако ведь так было не всегда – в Советском Союзе существовала сильнейшая школа семеноводства и селекции, аграрии пользовались в большинстве своем отечественным сырьем. Нынешние санкции превратили импортные семена в очень дорогое удовольствие. У отрасли теперь есть выбор – покупать дорогое или возрождать утраченные традиции семеноводства.
Прорастить зерно
Представитель российского Союза участников рынка картофеля и овощей Татьяна Губина говорит, что зависимость от импорта в отрасли сложилась уже давно – семена везли и везут из Голландии, Финляндии, Франции и Германии. Аграриям было выгодно покупать за рубежом, нежели развивать собственную селекцию. Однако сегодня из-за растущего курса евро это становится не таким уж выгодным занятием. И хотя санкции на семена не распространяются и завозить их можно в тех же объемах, барьером становится сама цена продукта. Слишком дорого, а потому вполне возможно некоторое снижение производства и, как следствие, продаж.
Впрочем, Губина отмечает, что сложившаяся ситуация вовсе не катастрофическая – дефицита как такового эксперты не прогнозируют. Закупать продукцию по-прежнему будут за рубежом. По крайней мере, на первоначальном этапе.
Однако уже сегодня стоит призадуматься о возрождении утерянной некогда школы семеноводства и селекции. По оценкам Губиной, для ее восстановления в целом по стране может потребоваться до десяти лет. Однако обеспечить себя собственными семенами отечественные производители могут уже в течение ближайших трех-четырех лет. Правда, при одном «но» – если будут созданы условия, а сам бизнес консолидирует усилия.
О проблеме уже заговорили на самом высоком уровне. К примеру, на прошлогоднем заседании Совета Федерации обсуждали именно эту тему.
Примечательно, что практически все регионы столкнулись с проблемой. Председатель СКПК «Овощевод» Сергей Матяш говорит, что сложная ситуация с семенами актуальна и для Красноярского края:
– Семеноводством в нужном объеме в свое время не занимались – семенного фонда попросту нет. Поэтому будем закупать за рубежом, как это и было раньше. Естественно, себестоимость товара в этом случае будет выше. По различным оценкам, этот показатель вырастет на 20 %.
Впрочем, это вовсе не значит, что цены в рознице автоматически вырастут. Естественно, рост будет, но первостепенным фактором тут скорее является инфляция, рост курсов валют, обесценивание рубля. А вот именно удорожание семян и рост себестоимости, как ни странно, может быть лишь косвенным фактором.
В Красноярском крае, по наблюдению Сергея Матяша, нередко сталкиваешься с ситуацией, когда оптовые отпускные цены бывают выше, чем розничные. В чем секрет? Вероятно, супермаркетам за счет своей ценовой политики удается держать такой уровень. Возможно, существует какое-то перекрестное финансирование за счет других продуктов питания, а может, за счет объемов поставок.
Дело техники
На самом деле ситуация с семенами – не единственная головная боль овощеводов. Аграриям приходится закупать за границей не только семена. В России пока не производится собственной техники для этой сферы сельского хозяйства. Поэтому придется и машины, и запчасти приобретать в Европе. А в связи с ростом евро удовольствие это недешевое. Удобрения, кстати, тоже идут оттуда.
Иными словами, чтобы поддержать отрасль, нужно возродить или даже создать заново целый ряд смежных сфер. Помимо научных изысканий, это и машиностроение, и химическая промышленность. Конечно, все и сразу сделать не получится. И почти наверняка первые образцы тех же семян, машин или удобрений не будут соответствовать высоким западным стандартам.
Впрочем, как признаются овощеводы, внешние проблемы, связанные с политикой, – не главное. Существуют и внутренние, так называемые системные вопросы. Не секрет, что для овощеводческих хозяйств наиболее приемлемым является расположение в пригородной зоне. Это удобно и бизнесу, и потребителям. Тому способствует близость рынка, понятная и простая логистика и множество других факторов.
Сергей Матяш говорит, что при всем при этом большая часть земель вокруг Красноярска – одного из основных потребителей овощей в крае – уже занята, и отнюдь не овощеводами. Участки зарезервированы под коттеджные поселки, дачи, карьеры и прочее. Притом бума малоэтажного строительства у нас вовсе не наблюдается. Многие огороженные земли откровенно простаивают.
– У нас просто нет площадок для расширения деятельности, – резюмирует эксперт. – Удастся ли нам преодолеть эту ситуацию и наладить собственное производство семян? Я убежден, что русский человек работоспособен. Если будут созданы условия, то мы справимся – будем увеличивать объемы.
КОММЕНТАРИЙ
Леонид ШОРОХОВ
заместитель председателя правительства – министр сельского хозяйства Красноярского края
– Ситуация неоднозначная. Что касается картофеля, на базе ООО «Учхоз «Миндерлинский» Сухобузимского района у нас организовано первичное семеноводство перспективных сортов картофеля с высокими товарными качествами. В 2016–2017 годах мы планируем полностью закрыть потребность аграриев края в семенах элитного картофеля.
Если же говорить об овощах, то ввиду климатических особенностей края – территория рискованного земледелия, недостаток положительных температур – производство семян овощных культур у нас невозможно. Они не успевают вызреть, в отличие от семян зерновых, которые край производит самостоятельно и которыми полностью обеспечивает наших аграриев, способствуя получению лучшей урожайности в СФО. Производство семян овощей в Южном федеральном округе также развито слабо. Таковы реалии, и нам приходится их учитывать.
Однако мы делаем все возможное, чтобы уменьшить расходы овощеводов и дать им возможность для развития. Что касается покупки семян, то край субсидирует 20 % от стоимости семян овощных и бахчевых культур, и еще 30 % субсидирует Федерация. Таким образом, семена удешевляются в два раза.
Кроме того, с целью увеличения объема производства овощей государство оказывает несвязанную поддержку на один гектар запланированной посевной площади, занятой овощами. По итогам 2014 года минимальная ставка на производство овощей открытого грунта составила 8 152 рубля из консолидированного бюджета на 1 га; а на производство овощей в защищенном грунте – не менее 133 367 рублей на гектар. Это весьма существенно. Для сравнения, поддержка на гектар посевной площади за 2014 год в среднем составляла 535 рублей.
Также мы компенсируем часть затрат на строительство объектов овощеводства, используемых для производства и хранения овощей и картофеля. Ставка субсидии по данному направлению составляет 30 % от затрат на строительство объекта, включая входящее в его состав технологическое оборудование. Наконец, мы субсидируем покупку техники, которая используется в том числе овощеводами.
Благодаря всем этим мерам овощеводство в крае развивается. В 2013–2014 годах на территории края введено в эксплуатацию четыре овощехранилища, расположенных на территории Березовского и Емельяновского районов края. У нас осуществляют сельскохозяйственную деятельность два тепличных комплекса мирового уровня общей площадью 3,8 га, принадлежащие ООО «Сибирская теплица». До 2016 года объем выращиваемой по голландской технологии овощной продукции планируется увеличить почти в два раза от достигнутого уровня в 2013 году (в 2013 году валовой сбор овощей там составил 1,3 тыс. т), а к 2020 году выйти на объем более 7 тыс. т овощей в год.
В этом году мы постараемся еще более увеличить предложение овощей и другой сельскохозяйственной продукции на краевом рынке и тем самым поддержать цены на приемлемом уровне. Мы будем организовывать продовольственные базары, проводить ярмарки выходного дня и предоставлять возможность всем желающим реализовывать продукцию со своих огородов. Кстати, на рассмотрение Законодательного собрания края вынесен законопроект «О государственной поддержке садоводства, огородничества и дачного хозяйства в Красноярском крае». Также в этом году планируется разработка программы по поддержке садоводства. Облегчая условия занятия садоводством, она позволит вовлечь садоводов в решение задачи наполнения краевого рынка качественной и недорогой продукцией.
Что касается земель в пригородах – губернатор поставил задачу ужесточить контроль за целевым использованием земель сельхозназначения в рамках Красноярской агломерации. Земли должны использоваться строго по назначению. Порядок в этой сфере будет наведен, и положение изменится.