Все-таки не правы те, кто считает, что на различных форумах и симпозиумах занимаются одной лишь говорильней, о которой благополучно забывают вплоть до проведения следующего аналогичного мероприятия. По крайней мере это точно не относится к железногорской площадке. За год, прошедший с первого Железногорского инновационного форума, в крае изменилось многое. И эти перемены напрямую связаны с теми проектами и задачами, которые обсуждались здесь в прошлом декабре.
Между первым и вторым
Самым главным и важным практическим результатом I Железногорского инновационного форума явилось то, что наш атомград включен в число 14 технологических кластеров России, утвержденных председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым в августе 2012 года. Это большое достижение. Ценность этой платформы состоит в том, что она зиждется на двух базовых высокотехнологичных с точки зрения мировой потребности отраслях – ядерной и космической. Два предприятия Железногорска – «Информационные спутниковые системы» и Горно-химический комбинат – стали ядром железногорского кластера.
В промежутке между первым и вторым форумами в крае завершено формирование нормативной базы в инновационной сфере. Приняты стратегия инновационного развития Красноярья до 2020 года, закон о поддержке инновационной деятельности и долгосрочная целевая программа. Также сформирован целый пакет мер государственной поддержки инновационных компаний, который составляет ежегодно около 500 миллионов рублей.
В регионе создан и активно работает Красноярский инновационно-технологический бизнес-инкубатор (КРИТБИ). Его резидентами уже стали более 80 фирм. Важнейшим критерием успешной деятельности инкубатора является то, что в его летопись уже вписаны настоящие истории успеха. Например, ООО «Диатон», начавшее поставки линейных индуктивных машин в Италию, Голландию, Австралию и другие страны. Компания «Центр АВТ», которая разработала проект комплексной автоматизации жилищно-коммунального хозяйства, внедряемый не только в нашем крае, но и в других регионах. И, наконец, компания «УниМет», создавшая совместное предприятие с компанией Altek и открывшая офис в Великобритании.
Вот вам результат, который в сравнении с объемами валового регионального продукта, может, и не столь велик, но заслуживает внимания с точки зрения темпов роста: в 2011 году объем отгруженной инновационной продукции в крае вырос в два раза. Рост инвестиций составил 113 процентов и достиг 303 миллиардов рублей.
– Мы входим в Ассоциацию инновационных регионов, как власть активно определяем приоритеты, – говорит губернатор Лев Кузнецов. – Если набранное ускорение будет сохраняться, то все задачи, стоящие перед страной, по инновационному прорыву, изменению структуры экономики будут успешно реализованы.
Ищу инженера!
Первые инновационные производства в крае созданы и работают. С запуском Железногорского промышленного парка их станет еще больше. Новым предприятиям и компаниям потребуются сотни, тысячи грамотных, высококвалифицированных инженеров, технологов. Их и сейчас-то не хватает, а что будет завтра? II Железногорский форум был как раз посвящен поискам решений кадровой проблемы.
– Эта тема суперактуальна, – не скупится на эпитеты Павел Лукша, директор по реализации образовательных программ московской школы управления «Сколково». – Ясно, что придется кардинально перестраивать систему подготовки инженерных кадров. Без них страна инновационную экономику не построит. Сейчас формируется «дорожная карта» национальной системы квалификации и компетенции, которая позволит решить эти вопросы. Будут очень серьезные изменения в системе дополнительного, высшего образования, введение новых подходов в обучении. Главное – нужно менять работу со школами, содержание того материала, который они дают. Предстоит восстановить систему, она позволит и качественное научное образование давать, и развивать системное, инженерное мышление – то, что нужно для работы в инновационной экономике.
Возникает закономерный вопрос – а кто будет учить всему этому студентов и школьников? На железногорской площадке попытались ответить и на этот вызов. По мнению экспертов, частично речь может идти о программах переподготовки и дополнительного обучения педагогов. Частично – об использовании новых образовательных технологий – о том, что именуют «образовательным хай-теком». Еще одно важное направление, которое можно использовать, – привлечение профессионалов из реального бизнеса в школы и вузы.