5 ноября завершился фестиваль искусств «Хворостовский». В этом году культурное событие проходило в новом формате в трех городах, где выступал наш талантливый земляк, – Красноярске, Новосибирске и Москве. Но главные события, конечно, прошли в нашем регионе. Ведь здесь, как говорят гости, все напоминает о Дмитрии Хворостовском.
Как мне дороги красноярские вечера
В основу концепции фестиваля легла тема наставничества, передачи традиций исполнительского мастерства от учителя к ученику. На открытие приезжали примадонна российской оперы Хибла Герзмава с победителями конкурса вокалистов, который она проводила в Москве в начале 2023 года, а также дирижер Московского академического музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко Ариф Дадашев.
Хибла Герзмава не впервые принимает участие в фестивале, посвященном нашему именитому земляку.
Для меня это великая честь – быть на фестивале имени Дмитрия Хворостовского – изумительного человека, человека-вселенной. Я горжусь тем, что жила с ним в одно время, – рассказала журналистам примадонна. – Никогда не забуду спектакль Trovatore в «Метрополитен-опера», когда его все забросали розами, даже оркестр, а зал просто кричал от восторга. Потому что все, что он делал голосом, все, что он делал своей душой в музыке, – это уникально.
Молодые таланты из России, Казахстана и Китая – победители именного конкурса Хиблы Герзмава – с успехом выступили на открытии фестиваля. Крики «браво» и шквал аплодисментов сопровождали номера каждого из участников концерта. Но особое восхищение публики вызвал Артуш Полеян – обладатель уникального контратенора, голоса на тысячу, как говорят специалисты. На конкурсе вокалистов его отметили специальным призом жюри «за уникальное дарование».
Восторг зрителей вызвал и Ариф Дадашев, который встал за дирижерский пульт Красноярского академического симфонического оркестра. Арифа отличает экспрессивная манера управления оркестром, он буквально танцует каждый музыкальный момент.
Концерт на открытии фестиваля продолжался три часа, не хотели расходиться ни зрители, ни артисты. В конце вечера Хибла Герзмава с молодыми исполнителями отдали должное родине Дмитрия Хворостовского и, перефразировав известную песню «Подмосковные вечера», спели «Как мне дороги красноярские вечера».
Лучшие артисты мира
Более 250 музыкантов, 21 солист и шесть дирижеров из России, Китая, Кореи, Казахстана, Беларуси и Франции. Более того, на Красноярской земле буквально высадился десант из Санкт-Петербурга. В день рождения Дмитрия Хворостовского – 16 октября – на сцену вышли ведущие солисты Мариинки – Владислав Сулимский, Сергей Скороходов, Кристина Гонца. А также артисты театра «Новая опера» Владимир Кудашев и Анастасия Лепешинская, которые, как и Дмитрий Хворостовский, обучались оперному искусству у заслуженного деятеля искусств России Екатерины Иофель.
25 октября на сцене Красноярского театра оперы и балета прошел спектакль «Дон Жуан» Московского академического Музыкального театра имени народных артистов К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко.
А завершала фестивальную программу всемирно известная оперная певица Аида Гарифуллина. Все гости отмечали: Красноярск в эти дни буквально дышит Хворостовским, присутствие нашего знаменитого земляка чувствуется на каждом концерте, на каждом событии.
Баритон из глубинки Красноярского края
Артисты, которые приезжали в эти дни в Красноярск, по-своему вспоминали Дмитрия Хворостовского.
Для победителя конкурса Хиблы Герзмава Вячеслава Васильева выступление на сцене Большого концертного зала стало двойной радостью. Певец учился у того же преподавателя в колледже искусств имени Иванова-Радкевича, что и Дмитрий Хворостовский. Да и сам великий баритон потом наставлял его в мастерстве.
Сейчас Вячеслав Васильев поет на одной из ведущих сцен России – в Мариинском театре. Но его история восхождения к мастерству чем-то напоминает сказку о Золушке. Парень из многодетной семьи из глубинки Красноярского края, который увлекался спортом и никогда не занимался музыкой, стал победителем российских и международных оперных конкурсов!
У нас вся семья поющая. Мы с мамой собирались на кухне и пели. Но я никогда не планировал быть певцом, тем более оперным, – рассказал НКК Вячеслав Васильев. – В деревне какие занятия музыкой – максимум эстрадные песни на любительском уровне. А я увлекался лыжными гонками. Участвовал в соревнованиях, даже за Красноярский край выступал.
Вячеслав хотел свою жизнь связать со спортом, но подвело здоровье. И лыжи пришлось оставить.
В 10-м классе у нас был районный вокальный конкурс. В жюри пригласили заведующую Красноярским колледжем искусств имени Иванова-Радкевича. Она подошла ко мне после выступления: «Приходите заниматься», – вспоминает Вячеслав. – Мы с мамой посовещались и решили поступать.
Первые два года ему приходилось тяжело. Он выделялся среди своих однокурсников незнанием нотной грамоты, неумением играть ни на одном инструменте. Но, видимо, спортивный характер помог – догнал сверстников и перегнал.
Для оперных вокалистов самое лучшее учебное заведение – консерватория в Санкт-Петербурге. Это центр классического искусства в России. Туда и решил поступать выпускник Красноярского колледжа искусств. Конкуренция была колоссальная – до 30 человек на место. Но парень из глубинки пробился, поступил. А на первом курсе начались проблемы.
Перемена климата очень влияет на певца. А от здоровья многое зависит – меняется голос. Я написал об этом своему педагогу в Красноярск – Галине Астаниной (она была первым педагогом и Дмитрия Хворостовского. – НКК). А она, чтобы поддержать меня, дала контакты Дмитрия Александровича, – продолжает Вячеслав Васильев. – Такая комичная ситуация произошла: проснулся утром, завтракаю, звонит телефон – неизвестный номер. В трубке низкий голос. Я думал – однокурсники надо мной прикалываются. А оказалось – звонит Хворостовский. С этого и началось наше знакомство.
Сначала известный певец провел для своего молодого земляка мастер-класс в Москве, затем сам приехал в Санкт-Петербург, пригласил его на концерт.
Мы встретились с ним в гостинице, он подарил пригласительные на свой концерт, – вспоминает свою последнюю встречу с Хворостовским Вячеслав Васильев. – Мы с ним обменялись контактами. Потом я звонил – консультировался с ним.
Вячеслав говорит: многое взял от Хворостовского, и не только в профессиональном плане.
У него был настоящий сибирский характер. Жесткий и несдающийся. В нашей профессии много сложностей (были они и у Хворостовского. – НКК). Но это был несгибаемый, волевой человек. Для меня его уроки были очень важны. В тяжелые периоды жизни я всегда вспоминаю его – человек не ломался, несмотря ни на что.
После окончания консерватории парня из Тюльково приняли в Мариинский театр. За его плечами несколько российских и международных конкурсов, в восьми из которых он становился лауреатом. И, конечно, победа в конкурсе Хиблы Герзмавы, которая привела его на сцену родного города – города, который помнит Хворостовского.
Хворостовский и Красноярск – сильная ассоциация. И я почувствовал присутствие Дмитрия Александровича на этой земле, как только мы вышли из самолета. В аэропорту играла музыка и звучал его голос.