43 тысячи километров – такова общая длина автодорог, петляющих по огромным просторам нашего региона. Хватит обогнуть весь земной шар и еще останется. Хозяйство большое, его обслуживают разные ведомства, и сделать наш сибирский «экватор» ровным в одночасье не получится. Но дорожники не сидят на месте: закупают новую технику, придумывают свою и, как только позволяет погода, выходят на объекты. А заодно внедряют новую идеологию – в чьей бы собственности ни находились дороги, в едином крае они должны быть одинаково хороши. Это единство демонстрируют на страницах «НКК» и руководители крупнейших организаций края, отвечающих за состояние автотрасс. Вместе они рассказали нашим читателям об отраслевых планах на 2014 год.
Едем по федеральной…
– В этом году объем ремонтов на федеральных трассах края (по сравнению с 2013 годом) мы увеличиваем вдвое: на 67 км проведем капитальный ремонт, на 187 – текущий, – начинает разговор Сергей Аникин, и. о. начальника федерального управления автомобильных дорог «Байкал». – Возьмем восток трассы М-53. В этом сезоне отремонтируем 110 км, из них 52 – капитально. Уже к осени это будут участки федеральной трассы с новыми покрытием, барьерами и дорожными знаками. Наши специалисты уже работают рядом с Уяром, в Манском, Рыбинском, Иланском и Нижнеингашском районах.
Не забыт и запад Московского тракта – здесь предстоит обновить 44 км трассы в Емельяновском и Боготольском районах.
Далее. Енисейский тракт, трасса М-54. Сейчас работы ведутся в Балахтинском и Новоселовском районах, всего будет отремонтировано 86 км. И, наконец, 14 км автодорог Крайнего Севера – подъезды от аэропортов до Дудинки и поселка Тура.
Все участки ремонтов обустроены дорожно-знаковой информацией, ограничивающей скорость. Конечно, неудобства неизбежны. Но они временные, и порой стоит немного потерпеть, чтобы потом долго ездить по хорошим дорогам.
Знаковым для нас и всех жителей края стало возобновление строительства транспортного обхода длиной 11,4 км в районе поселка Нижняя Пойма. Работы идут на двух участках одновременно, чтобы сдать их уже в этом году, поэтапно – в октябре и ноябре. Это самый значимый объект года – он позволит ликвидировать единственный грунтовый разрыв трассы М-53 в крае длиной 5 км, а построенный путепровод через Транссибирскую железную дорогу обеспечит объезд Нижней Поймы транзитным транспортом. И сами жители поселка в буквальном смысле вздохнут свободно – сейчас через него следует примерно 10 тысяч автомобилей в сутки.
Вообще тема транспортных обходов в этом году для нас, как никогда, актуальна. Например, начнем строить объезд Канска. Проект масштабный – 18 км новой дороги с мостом через Кан, стоимость – 5 млрд рублей. Постараемся подойти к делу максимально качественно: покрытие будет выполнено из цементобетона – первая (с советских времен!) дорога в крае из такого материала. С учетом единовременных затрат это дороже обычного асфальта, а в перспективе – дешевле, потому что срок службы цементобетонной дороги – 20 лет! Закончить планируем в 2020 году.
Другой обход – Ачинска – длиной 28 км сейчас находится в стадии проектирования. В этом году надеемся получить заключение Главгосэкспертизы и приступить к делу в 2015-м.
На трассе М-53 в западном направлении у нас еще есть два проблемных места: 721–746-й км в районе деревни Можары и 758–787-й км – проезд через деревню Сухая. Проекты на эти два участка разрабатываются, рассчитываем в текущем году пройти все необходимые процедуры экспертизы и в 2015-м приступить к работам.
Есть планы и на восточное направление М-53: на 852–873-м км от села Вознесенка до развязки на село Шалинское планируем сделать четыре полосы движения.
Нужна реконструкция и на М-54, там тоже два особенно сложных участка. Один находится на 232–234-м км – мост через ручей Чегерак перед Новоселово. Водители хорошо знают это место: дорога с поворотами и спуском-подъемом плюс узкий мостик. Работы планируем начать в этом году. А к 2017 году здесь появится прямая дорога, и без моста.
Потенциал для реализации такой объемной программы у нас есть, постараемся, как говорится, не подкачать.
Поворачиваем на краевую…
– В начавшемся сезоне будем работать практически во всех районах региона, – подключается к разговору Вячеслав Цышук, руководитель управления автомобильных дорог по Красноярскому краю. – В приоритете будут трассы с высокой интенсивностью движения. Такие, как Красноярск – Енисейск, Ачинск – Ужур – Троицкое, Шарыпово – Ужур – Балахта, Канск – Абан – Богучаны, Мотыгино – Широкий Лог и другие.
В ремонты включимся на 60 объектах общей протяженностью 241,5 км. Для этого из регионального дорожного фонда нам выделено более 1 млрд 300 млн рублей. Кроме того, восстановим дорожное покрытие сплошным слоем асфальта на 84 км дорог, затратив еще 200 млн рублей.
Красноярцы наверняка заметили, что ямочный ремонт мы начали еще в апреле, на площади около 95 тыс. кв. м дорожного полотна (что соответствует 14 км).
Таким образом, общий километраж отремонтированных региональных и межмуниципальных дорог в этом году составит 339,5 км.
В 2014 году также будут проводиться работы на 22 мостах (около 500 метров). К крупным мостовым объектам нынешней ремонтной кампании можно отнести мост через реки Суразовка (Бирилюсский район), Чиндат (Тюхтетский), Сереж (Ужурский). Расходы на ремонт мостов края – около 370 млн рублей.
Если же говорить о финансовых объемах в целом – дорожный фонд края в нынешнем году составляет около 10 млрд рублей. Эти средства распределяются на весь комплекс работ дорожного хозяйства региона, включая строительство главного объекта – 4-го автодорожного моста через Енисей в Красноярске.
И въезжаем в город
– Планы капитального ремонта улиц, дворов и проездов мы формируем, опираясь на пожелания граждан, обращения депутатов городского совета депутатов, предложения районных администраций, – продолжает Игорь Титенков, руководитель департамента городского хозяйства администрации Красноярска. – Возьмем, к примеру, капитальный ремонт ул. Молокова на участке от ул. Шахтеров до ул. Батурина. Подход к выполнению работ на этом объекте будет таким же, как в 2013 году, когда ремонтировали ул. Тотмина – Высотная – Стасовой. То есть выполним комплексное обустройство всего пространства, которое прилегает к проезжей части. И еще решим проблему водоотвода, устроим ливневую канализацию, озеленим территорию.
Далее, продолжим капитальный ремонт трамвайных путей (общая длина участка – 981 м). В прошлом году мы уже привели в надлежащий вид линии на проспекте имени газеты «Красноярский рабочий» (700 м), в этом ремонтируем по ул. Московской. Главное – не только хорошие пути, но и снижение шума, вибрации, на которые жалуются жители окрестных домов. Для этого отработали технологию с применением бесшлеечных рельс и резиновых элементов для шумопоглощения.
Следующий важный объект года – мост через Качу по ул. Калинина – Маерчака – Брянская. Ремонт моста – одно из первых звеньев будущей двухуровневой транспортной развязки, которая будет здесь построена.
Начинаем работы по обеспечению подъездных путей к вновь построенным школам, там же, рядом, будем организовывать проезды и тротуары.
Еще одно направление – ремонт улиц, дорог и объектов улично-дорожной сети. В каждом районе города будут отремонтированы проезжая часть, тротуары, установлены бордюры.
Сейчас подрядные организации заняты восстановлением асфальто-бетонного покрытия. Ямочным ремонтом в этом году занимаются три подрядчика, обещают все сдать до 15 октября. Гарантийный срок составляет два года. Это значит, что в случае брака исполнители будут устранять его за свой счет.
Продолжим ремонтировать дворы и межквартальные проезды: 229 дворовых территорий у 236 домов и 181 проезд. Перечень объектов можно посмотреть на сайте администрации города в разделе Город сегодня/Городское хозяйство/Дороги и улично-дорожная сеть.
В этом году требования к подрядчикам значительно ужесточены: администрация города приняла решение об отсрочке оплаты выполненных работ на три года. Контролировать будем на всех этапах: как асфальт пережил зиму, весну, лето, осень. И только потом – окончательный расчет. Таким образом мы рассчитываем отсечь от участия в конкурсах недобросовестных подрядчиков и фирмы-однодневки.
Всего же на объекты капитального ремонта, проектно-изыскательские работы улично-дорожной сети города на 2014 год и плановый период 2015–2016 гг. предусмотрено 877 млн рублей.