Проблемным в связи с этой датой может показаться вопрос: кто именно должен праздновать? Само понятие культуры подразумевает совокупность духовных и материальных богатств какой-либо страны или народа. Поэтому немного сузим круг, ограничившись деятелями искусства, хранителями и популяризаторами культурного наследия, и совершим небольшой экскурс в историю становления основных очагов культуры на красноярской земле.
Шкаф Степана Михайловича
Первая библиотека и одновременно старейшее культучреждение Красноярска была основана в 1784 году капитан-исправником Красноярского уезда Степаном Михайловичем Кошкаревым. Он был участником экспедиции Палласа, изучал флору и фауну здешних мест, а затем стал одним из первых учителей в городе. Степан Михайлович собирал книги для будущего народного училища, но среди горожан оказалось немало желающих почитать. Специально для этого был сооружен «нужной препорции шкаф», который разместили в здании магистрата. Книги выдавал под роспись боярский сын Иван Терентьев, которого, видимо, можно считать первым библиотекарем.
Мартьянов: первый музей
В 1877 году в уездном городке Минусинске здешний аптекарь Николай Михайлович Мартьянов открыл музей, ставший первым краеведческим музеем губернии и одним из первых в Сибири. Разумеется, интересы основателя выходили далеко за рамки аптекарского дела – Мартьянов был настоящим энциклопедистом, понимавшим, какие богатства для исследователей таит сибирская земля. Музей стал базой для многих научных экспедиций по изучению Енисейского Севера, в его работе принимали участие известные исследователи Арктики. Сегодня Минусинский музей, носящий имя своего основателя, является одним из крупнейших и интереснейших собраний древностей.
В 1887 году учитель трехклассного училища Дмитрий Семенович Каргаполов открыл музей в Ачинске. Ему же принадлежала и заслуга создания в 1912 году краеведческого музея в Канске.
В 1889 году краеведческий музей открылся в губернском городе. Его основали также представители местной интеллигенции – Иннокентий Алексеевич Матвеев и его супруга Юлия Петровна.
Стадион на месте сцены: первый театр
Театр – не столько вид искусства, сколько свойство человека. Как говорил известный красноярский драматург Андрей Иванов, «даже если на земле останется всего десять человек, трое станут актерами, остальные – зрителями».
На протяжении большей части позапрошлого века красноярцы удовлетворяли природную страсть к театру самодеятельными спектаклями, которые ставили в домах состоятельных горожан. Иногда приезжали из Томска гастролирующие актеры. Однако мечта о собственном театре с профессиональной труппой и отдельным зданием витала в воздухе. Воплотилась она только в 1874 году, когда было построено первое театральное здание – деревянный дом на Староострожской площади, в районе нынешнего стадиона «Локомотив». Зрительного зала в привычном понимании, по сути, не было – на спектакли полагалось приходить с собственными стульями. Через год после открытия здания антрепренер Егоров попытался создать в Красноярске первую постоянную труппу, но, запутавшись в долгах, сбежал из города. В октябре 1898 года театр сгорел. Причиной стало короткое замыкание – за месяц до пожара театр электрифицировали.
Печальное происшествие только побудило горожан к действию – деньги были собраны очень быстро, строительство началось уже на следующий год, а в феврале 1902-го состоялось торжественное открытие Народного дома-театра, которому было присвоено имя Пушкина.
Кстати, в 1917 году имя «солнца русской поэзии» у театра отобрали – по распоряжению губернского совета он был переименован в Первый Красноярский советский театр – и вернули только в 1935-м, присвоив статус краевого.
Из недр «Пушки» вырос Красноярский театр кукол, отмечающий в этом году свое 80-летие – в 1938 году несколько актеров поставили кукольный спектакль «Три медведя».
В прошлом веке в городе открылось еще три театра: музыкальной комедии (1947), юного зрителя (1964), оперы и балета (1978).
Кино: «Картины парижскаго жанра и довольно сносны»
Появление кинематографа в Енисейской губернии также было сопряжено с рядом драматических моментов. Помимо извечного бедствия Красноярска – пожаров, в эту историю вмешивались финансовые, юридические и, похоже, чисто человеческие разногласия.
Первые кинопрокатчики гастролировали так же, как театральные артисты. Именно с такими гастролями в 1908 году к нам приехал инженер-техник Василий Александрович Поляков. Он и предложил открыть в городе кинозал. Предложение встретили с большим энтузиазмом. Совет старейшин Красноярского общественного собрания и городская управа разрешили инженеру построить в городском саду деревянное здание для демонстрации кинематографа в сезон 1908–1909 годов. Инженера обязали платить 200 рублей арендной платы, а кроме того, оснастить освещением боковую аллею парка. Зал получил название «Кинемо», впоследствии измененное на «Патеграф». Местная газета писала, что в зале показывают «картины парижскаго жанра и довольно сносны». Билеты стоили от 30 до 60 копеек для взрослых и 20 копеек для детей. Успех у публики был огромный. Но на следующий год администрация парка подняла аренду в два с половиной раза, а городская власть потребовала вообще построить новое капитальное здание. Его и построили там же, в парке. Кинематограф вмещал 130 кресел и четыре ложи. 22 сентября 1913 года здание сгорело. Поляков обвинял в пожаре жившего при кинотеатре сторожа из ссыльных Платона Богданова, однако тот вину отрицал.[img]
С этого дня начинаются длительные споры между Поляковым и городскими властями, но так или иначе они привели к строительству нового кинематографа.
В июне 1915 года кинотеатр В. А. Полякова был торжественно открыт. Деревянное здание было построено в стиле модерн. В 30-х годах кинотеатру дали новое название – «Луч», под которым он известен до сих пор.
Приносите шедевры: первый вернисаж
Первая художественная выставка в Красноярске открылась в апреле 1892 года в доме Светлакова по улице Береговой, сейчас ул. Дубровинского, 72. Организаторы – Д. Н. Давыдов, А. П. Кузнецов, М. А. Рутченко и И. А. Матвеев – обратились к горожанам с призывом приносить имеющиеся у них картины, гравюры, фотографии. Представлены были и произведения Сурикова – «Милосердный самарянин» и «Исповедь». Вырученные от показа картин средства пошли в пользу переселенцев из губерний, пострадавших от неурожая.
ВОПРОС ПО ТЕМЕ
Что пожелаете коллегам и в целом краевой культуре?
Татьяна ПОПОВА
директор Красноярского театра кукол
– Думаю, нам нужен фестиваль российского или даже международного масштаба. Почти каждый крупный регион такие «брендовые» фестивали имеет. И у нас тоже ведется работа над этим. На днях делегация в составе министра культуры и директоров красноярских театров едет в Москву, чтобы познакомиться с принципами организации фестивалей такого уровня и затем выработать собственную концепцию.
Леонид БЕРДНИКОВ
заслуженный работник культуры РФ, краевед, библиотекарь
– Хочу пожелать коллегам смелости в отстаивании интересов библиотечного дела, не забывать, что наша миссия – делать людей добрее, светлее. И всем нам – побольше общей культуры. А то ведь сейчас подлинный русский язык заменяет жаргон, народ учит говорить какой-нибудь Серж Горелый с коммерческого телеканала…
Элина АСТРАХАНЦЕВА
кинорежиссер
– Коллегам-кинематографистам хочу пожелать воплощения самых смелых идей и сокровенных замыслов, достойного финансирования разных кинопроектов и, конечно же, зрителей – благодарных или рассерженных. Главное, чтобы их было много и они не были безразличны. Еще хочу поздравить чиновников, работающих в культуре, пожелать им терпения и уважения к творцам: писателям и поэтам, композиторам и музыкантам, художникам, режиссерам и актерам – к тем людям, которые создают культурные ценности. Без них у большинства чиновников не было бы работы. В такой день как никогда стоит об этом помнить.