Вселенная тунгусов 10 ноября 1930 года был учрежден Эвенкийский национальный округ

Вселенная тунгусов 10 ноября 1930 года был учрежден Эвенкийский национальный округ
Фото Олега Кузьмина

Событие, безусловно, сыгравшее огромную роль в судьбе эвенков, на самом деле стоит считать одним из ярких эпизодов в истории этого народа, уходящей в глубины древности и охватывающей едва ли не треть территории Северной Евразии.

Последнее обстоятельство, пожалуй, один из самых удивительных феноменов в истории человека. Тунгусов – а именно так называли эвенков в России вплоть до 30-х годов прошлого века – в мире насчитывается около 77 тысяч. И по нынешним меркам это действительно малочисленный народ. Но территория, освоенная им, в несколько раз больше Старого Света – от Енисея на западе до Охотского моря и Сахалина на востоке, от Амура до Маньчжурии на юге.

Пожалуй, это единственный в мире малый коренной народ, сумевший обжить столь гигантские пространства. Эвенки, а точнее, множество субэтносов, объединенных единой языковой основой, традициями, верованиями, живут в России, Китае, Монголии. Причем численность эвенков в Поднебесной и у нас примерно равна и составляет около 37–38 тысяч. В КНР, кстати, есть замечательная традиция – ежегодно выпускать альманахи национальной литературы, и там всегда можно найти произведения писателей-эвенков.

История в словах

Предки тунгусов начали расселяться по пространствам Сибири и Дальнего Востока в V–VII веках новой эры, раньше, чем большинство других известных нам коренных народов.

Путь охотников и скотоводов-кочевников начался с южных берегов Байкала и верховьев Лены. Через пятьсот лет из тех же краев начнется исторический путь другого крупнейшего сибирского народа – якутов, предки которых разделили тунгусский этнос на две большие ветви – восточных эвенов и западных эвенков.

Именно из якутского языка появится их первое общее имя – тунгусы (тоҥ уус), с которым они и войдут в историю. Однако это имя далеко не единственное. В Китае тунгусов называли «килин», «о-луньчунь», в Маньчжурии – «орочнун», монголы называли «хамнеган», татары – «тонгус».

А нынешнее всем знакомое имя народа происходит от «эвэнкил», что означает «народ, живущий в горных лесах» или «идущие поперек хребтов». Это самоназвание – отголосок раннего (забайкальского) периода истории тунгусов. Но и оно далеко не единственное: самоназвание эвенков-оленеводов – орочены, означающее «человек, владеющий оленем». А есть еще названия отдельных этнических групп – солоны, манегры, бирары…

Однако есть и «подарки» тунгусского языка, ставшие всеобщим достоянием – начиная с Енисея (Ионесси – «большая вода», или «великое течение»), Лены (Елю-Енэ – «большая река»), Алдан (алдун – «каменистые берега»), Сахалин (Сахалян-улла – «черная река»), Олекма (Олоохунай – «беличья»), название столицы Забайкальского края происходит от тунгусского слова «чита», что означает «глина».

Именем же тунгусов другие народы назвали две реки – Нижнюю и Подкаменную Тунгуски, хотя сами эвенки называли эти реки Катангами, Нижней и Средней, и тому же была еще Верхняя Катанга, известная всем как Ангара.

Лица прошлого и настоящего

В русских источниках тунгусы упоминаются в последние годы правления Ивана Грозного, в 1581–1583 годах. Но это были именно упоминания, появившиеся из рассказов о природных обитателях Сибири, которую Русское государство только начинало осваивать, – обойти вниманием один из самых многочисленных и сильных ее народов было невозможно, «слухом земля полнилась».

Первая встреча лицом к лицу произойдет позже, в первой половине XVII века. К тому времени эвенки уже стали окончательно сложившимся этносом, по большому счету, тем самым, который мы знаем.

В обширной документации, оставленной первопроходцами, говорится о том, что народ этот разделен на роды, которых насчитывалось в общей сложности почти 360, в каждом из родов – от ста до четырехсот человек. То есть общая численность эвенков того времени могла составлять около 10 тысяч.

Так или иначе с того времени началась общая история русских и эвенков, в которой за четыре столетия случалось всякое – дружба, союзы, обиды, войны…

Но главное оставалось неизменным – это была именно общая история, в которой не было разделения на своих и чужих. Тунгусы, разбросанные по огромным территориям, имеют, по сути, единую память, которая хранит и начало, и продолжение этой судьбы – прежде всего в биографиях своих великих людей.

Гантимур – Железный Лук – тунгусский князь XVII века, славившийся по всей Сибири своей силой и могуществом, родственник китайского императора, начавший войной с русскими, но первый среди знатных тунгусов принявший православие и пожалованный дворянством царями Петром и Иваном в 1686 году.

Великий воин Пачаки с берегов Подкаменной Тунгуски, герой эвенкийского фольклора, был реальной исторической личностью – о нем свидетельствуют «отписки» служилых людей, – также был занесен в дворянские списки.

Павел Гаврилович Карамзин – предводитель тунгусского восстания на Дальнем Востоке в 1924–1925 годах, ставшего ответом «красному террору».

Улукиткан – проводник множества экспедиций, в результате которых были созданы подробнейшие географические карты труднодоступных районов Дальнего Востока, герой произведений Владимира Арсеньева, автора знаменитого романа «Дерсу Узала».

Иван Николаевич Кульбертинов – один из самых результативных снайперов Второй мировой – дважды был представлен к званию Героя Советского Союза, но при жизни награды так и не получил. Другой великий стрелок – Семен Данилович Номоконов, потомственный охотник из рода хамниган, уничтоживший на фронте более 360 немецких солдат и офицеров, участник советско-японской войны.

Иннокентий Петрович Увачан, офицер, командир роты связи, удостоенный звания Героя за форсирование Днепра, родившийся в семье охотника-оленевода на стойбище Ангкачо.

Василий Николаевич Увачан, возглавлявший Эвенкию в 60–70-е годы, признанный лидер народа, внесший неоценимый вклад в развитие национального округа, до сих пор земляки называют его «Большой Увачан».

Сын оленевода Николай Константинович Оегир, сказитель, поэт, чьи произведения стали достоянием многонациональной российской культуры, так же как и сына охотника Алитета Николаевича Немтушкина, и сейчас остающегося, спустя почти полтора десятилетия после его ухода, пожалуй, самым известным эвенкийским писателем.

Ясность и согласие

Двадцать лет назад в записной книжке Немтушкина появились эти слова:

Какие скрытые в природе образцы помогают эвенкам сохранять невозмутимое спокойствие в вопросах жизни и смерти? В случае невозможной жизни и возможной смерти? Как они достигают внутреннего равновесия и откуда черпают чувство меры, откуда знают, что не самые талантливые делают погоду, а самые нормальные, когда мы выбираем вождей и следуем за ними?

Как им удается воспитывать детей без видимой педагогики, почти не повышая голоса? И, пожалуй, самое главное: почему они не творят с природой такого, что мешало бы ее самовосполнению, что ими при этом движет?.. Дети мгновения все мы на этой земле. Но язык лесов, морей, камней мы должны понимать… В тайге всюду можно найти ясность и согласие.

Возможно, этот небольшой текст стоит считать кратким очерком того, что именуется «душой народа», или «национальным характером», благодаря которому история эвенков не прервалась. Она продолжается.

СПРАВКА

Территория Эвенкийского муниципального района – 767,6 тыс. км2, это более трети территории всего Красноярского края.

Эвенкия расположена на Среднесибирском плоскогорье.

Климат резко континентальный, амплитуда температуры от + 40 до – 53 градусов.

Численность населения по данным 2014 года – более 15,5 тысячи человек. Из них коренные малочисленные народы составляют более 4 тысяч (данные 2010 г.). Плотность населения района – менее 0,03 человека на 1 км2.

Читать все новости

Реплики


Видео

Фоторепортажи

Также по теме

29 мая 2022
Не навреди и спаси
Основы помощи при травмах изучают в старших классах школы, повторяют на водительских курсах, в армии, в различных ведомствах или на
Пополнение в Бессмертном полку
В редакцию пришло письмо из деревни Ручей Осиповичского района Могилевской области Республики Беларусь от участников поискового отряда Лапичской средней школы.
28 мая 2022
«Ваш счетчик не соответствует нормативам…»
Всевозможные аферисты не останавливаются в своих попытках заработать на доверчивых гражданах. Нередко пользуются проверенными способами обмана, например, рассылая якобы официальные документы от