Вселенная тунгусов

10 ноября 1930 года был учрежден Эвенкийский национальный округ

Вселенная тунгусов 10 ноября 1930 года был учрежден Эвенкийский национальный округ
Фото Олега Кузьмина

Событие, безусловно, сыгравшее огромную роль в судьбе эвенков, на самом деле стоит считать одним из ярких эпизодов в истории этого народа, уходящей в глубины древности и охватывающей едва ли не треть территории Северной Евразии.

Последнее обстоятельство, пожалуй, один из самых удивительных феноменов в истории человека. Тунгусов – а именно так называли эвенков в России вплоть до 30-х годов прошлого века – в мире насчитывается около 77 тысяч. И по нынешним меркам это действительно малочисленный народ. Но территория, освоенная им, в несколько раз больше Старого Света – от Енисея на западе до Охотского моря и Сахалина на востоке, от Амура до Маньчжурии на юге.

Пожалуй, это единственный в мире малый коренной народ, сумевший обжить столь гигантские пространства. Эвенки, а точнее, множество субэтносов, объединенных единой языковой основой, традициями, верованиями, живут в России, Китае, Монголии. Причем численность эвенков в Поднебесной и у нас примерно равна и составляет около 37–38 тысяч. В КНР, кстати, есть замечательная традиция – ежегодно выпускать альманахи национальной литературы, и там всегда можно найти произведения писателей-эвенков.

История в словах

Предки тунгусов начали расселяться по пространствам Сибири и Дальнего Востока в V–VII веках новой эры, раньше, чем большинство других известных нам коренных народов.

Путь охотников и скотоводов-кочевников начался с южных берегов Байкала и верховьев Лены. Через пятьсот лет из тех же краев начнется исторический путь другого крупнейшего сибирского народа – якутов, предки которых разделили тунгусский этнос на две большие ветви – восточных эвенов и западных эвенков.

Именно из якутского языка появится их первое общее имя – тунгусы (тоҥ уус), с которым они и войдут в историю. Однако это имя далеко не единственное. В Китае тунгусов называли «килин», «о-луньчунь», в Маньчжурии – «орочнун», монголы называли «хамнеган», татары – «тонгус».

А нынешнее всем знакомое имя народа происходит от «эвэнкил», что означает «народ, живущий в горных лесах» или «идущие поперек хребтов». Это самоназвание – отголосок раннего (забайкальского) периода истории тунгусов. Но и оно далеко не единственное: самоназвание эвенков-оленеводов – орочены, означающее «человек, владеющий оленем». А есть еще названия отдельных этнических групп – солоны, манегры, бирары…

Однако есть и «подарки» тунгусского языка, ставшие всеобщим достоянием – начиная с Енисея (Ионесси – «большая вода», или «великое течение»), Лены (Елю-Енэ – «большая река»), Алдан (алдун – «каменистые берега»), Сахалин (Сахалян-улла – «черная река»), Олекма (Олоохунай – «беличья»), название столицы Забайкальского края происходит от тунгусского слова «чита», что означает «глина».

Именем же тунгусов другие народы назвали две реки – Нижнюю и Подкаменную Тунгуски, хотя сами эвенки называли эти реки Катангами, Нижней и Средней, и тому же была еще Верхняя Катанга, известная всем как Ангара.

Лица прошлого и настоящего

В русских источниках тунгусы упоминаются в последние годы правления Ивана Грозного, в 1581–1583 годах. Но это были именно упоминания, появившиеся из рассказов о природных обитателях Сибири, которую Русское государство только начинало осваивать, – обойти вниманием один из самых многочисленных и сильных ее народов было невозможно, «слухом земля полнилась».

Первая встреча лицом к лицу произойдет позже, в первой половине XVII века. К тому времени эвенки уже стали окончательно сложившимся этносом, по большому счету, тем самым, который мы знаем.

В обширной документации, оставленной первопроходцами, говорится о том, что народ этот разделен на роды, которых насчитывалось в общей сложности почти 360, в каждом из родов – от ста до четырехсот человек. То есть общая численность эвенков того времени могла составлять около 10 тысяч.

Так или иначе с того времени началась общая история русских и эвенков, в которой за четыре столетия случалось всякое – дружба, союзы, обиды, войны…

Но главное оставалось неизменным – это была именно общая история, в которой не было разделения на своих и чужих. Тунгусы, разбросанные по огромным территориям, имеют, по сути, единую память, которая хранит и начало, и продолжение этой судьбы – прежде всего в биографиях своих великих людей.

Гантимур – Железный Лук – тунгусский князь XVII века, славившийся по всей Сибири своей силой и могуществом, родственник китайского императора, начавший войной с русскими, но первый среди знатных тунгусов принявший православие и пожалованный дворянством царями Петром и Иваном в 1686 году.

Великий воин Пачаки с берегов Подкаменной Тунгуски, герой эвенкийского фольклора, был реальной исторической личностью – о нем свидетельствуют «отписки» служилых людей, – также был занесен в дворянские списки.

Павел Гаврилович Карамзин – предводитель тунгусского восстания на Дальнем Востоке в 1924–1925 годах, ставшего ответом «красному террору».

Улукиткан – проводник множества экспедиций, в результате которых были созданы подробнейшие географические карты труднодоступных районов Дальнего Востока, герой произведений Владимира Арсеньева, автора знаменитого романа «Дерсу Узала».

Иван Николаевич Кульбертинов – один из самых результативных снайперов Второй мировой – дважды был представлен к званию Героя Советского Союза, но при жизни награды так и не получил. Другой великий стрелок – Семен Данилович Номоконов, потомственный охотник из рода хамниган, уничтоживший на фронте более 360 немецких солдат и офицеров, участник советско-японской войны.

Иннокентий Петрович Увачан, офицер, командир роты связи, удостоенный звания Героя за форсирование Днепра, родившийся в семье охотника-оленевода на стойбище Ангкачо.

Василий Николаевич Увачан, возглавлявший Эвенкию в 60–70-е годы, признанный лидер народа, внесший неоценимый вклад в развитие национального округа, до сих пор земляки называют его «Большой Увачан».

Сын оленевода Николай Константинович Оегир, сказитель, поэт, чьи произведения стали достоянием многонациональной российской культуры, так же как и сына охотника Алитета Николаевича Немтушкина, и сейчас остающегося, спустя почти полтора десятилетия после его ухода, пожалуй, самым известным эвенкийским писателем.

Ясность и согласие

Двадцать лет назад в записной книжке Немтушкина появились эти слова:

Какие скрытые в природе образцы помогают эвенкам сохранять невозмутимое спокойствие в вопросах жизни и смерти? В случае невозможной жизни и возможной смерти? Как они достигают внутреннего равновесия и откуда черпают чувство меры, откуда знают, что не самые талантливые делают погоду, а самые нормальные, когда мы выбираем вождей и следуем за ними?

Как им удается воспитывать детей без видимой педагогики, почти не повышая голоса? И, пожалуй, самое главное: почему они не творят с природой такого, что мешало бы ее самовосполнению, что ими при этом движет?.. Дети мгновения все мы на этой земле. Но язык лесов, морей, камней мы должны понимать… В тайге всюду можно найти ясность и согласие.

Возможно, этот небольшой текст стоит считать кратким очерком того, что именуется «душой народа», или «национальным характером», благодаря которому история эвенков не прервалась. Она продолжается.

СПРАВКА

Территория Эвенкийского муниципального района – 767,6 тыс. км2, это более трети территории всего Красноярского края.

Эвенкия расположена на Среднесибирском плоскогорье.

Климат резко континентальный, амплитуда температуры от + 40 до – 53 градусов.

Численность населения по данным 2014 года – более 15,5 тысячи человек. Из них коренные малочисленные народы составляют более 4 тысяч (данные 2010 г.). Плотность населения района – менее 0,03 человека на 1 км2.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
10 декабря 2024
Край активного долголетия: «Дедушка-ГТО» и «Бабушки-йоги»
Помните, как в советской песне поется «Старость меня дома не застанет, я в дороге, я в пути». И это совсем
Без рубрики
6 декабря 2024
«Транснефть – Западная Сибирь»: 70 лет в истории
Нефть, словно кровь в организме, питает экономику, давая возможность развиваться промышленности, транспорту и энергетике. Но чтобы этот жизненный поток не
Без рубрики
6 декабря 2024
«Зеленые школы» Красноярья
28 ноября в здании Государственной универсальной научной библиотеки подведены итоги большого просветительского проекта «Зеленые школы» Красноярья. Миссия: чистая земля», приуроченного