В Красноярском крае объявлена эвакуация. Таким способом решили бороться с нарушителями правил дорожного движения. Стало ли чище на улицах Красноярска? Боятся ли водители оставлять машины в неположенных местах?
С трех сторон
По данным ГУ МВД РФ по Красноярскому краю, с начала этого года на территории всего края было эвакуировано на штрафстоянки более 515 автомобилей, 177 из них – в Красноярске.
Причем, как уверяют в полиции, если в небольших городах забирают машины, грубо нарушающие ПДД (стоящие, например, на газоне или на тротуаре), то в столице края с помощью принудительной эвакуации борются за проходимость улиц и увозят лишь те авто, которые мешают движению.
Красноярцы, раздраженные сложной дорожной ситуацией в краевом центре, ожидали эвакуаторы на городских улицах как манну небесную. Но теперь возмущаются. Недовольны попавшие под эвакуацию, кто за ней наблюдает и те фирмы, которые ее проводят. Первых не устраивает сама процедура, вторых – низкая эффективность мероприятия, третьих – отсутствие экономической выгоды.
Попробуем рассмотреть ситуацию с позиций всех трех сторон.
Конокрады в городе
В один прекрасный день вы выглядываете в окно и на привычном месте, недалеко от знака «Остановка и стоянка запрещены», где вы и еще с десяток людей обычно оставляете авто, потому как в радиусе нескольких километров привязать четырехколесного коня больше негде, машины не обнаруживаете. Паника, пробежка до импровизированной стоянки, метания вокруг пустого места, боль в сердце, лихорадочные попытки позвонить по номеру 127… Человека, способного хладнокровно реагировать на исчезновение своей машины, представить сложно. Возникает первый вопрос: почему не предусмотрена система оповещения при эвакуации автомобиля?
– Закон не обязывает нас это делать, – отвечает старший инспектор по пропаганде Управления ГУ МВД РФ по Красноярскому краю Галина Круглова. – Человек, который припарковался под знаком, должен быть готов к тому, что машина будет эвакуирована.
Следующий отчаянный вопрос: почему я? Соседние машины на месте, а мою увезли.
Действительно, эвакуируют не все машины поголовно. В первую очередь забирают те машины, которые сильно мешают движению, и те, которые удобно грузить на эвакуатор. На выбор жертвы не влияет ни вес, ни марка, ни цена автомобиля. Наши эвакуаторы увозят как джипы, так и «копейки».
После подтверждения факта эвакуации следует поездка в полк ДПС на 2-ю Брянскую, затем на штрафплощадки – либо на Промысловую, либо в переулок Тихий. И все бы ничего, но автобусы туда не ходят. И далеко не каждый таксист знает, где Промысловая, 45. Об указателях речь не идет. И если вдруг вам приспичит забрать машину в темное время суток, вы рискуете просто не найти штрафстоянку, а значит, заплатите лишние 840 рублей. Именно столько стоят сутки хранения автомобиля на этих стоянках.
Откуда тарифы?
Напрашивается вопрос – может быть, кто-то перепутал понятия штрафстоянки и VIP-стоянки?.. Для сравнения: сутки на стоянке возле дома с точно такими же условиями хранения обходятся красноярскому автолюбителю в сумму от 70 до 100 рублей. Помимо штрафа за неправильную парковку и за хранение авто на штрафплощадке, необходимо оплатить и работу эвакуатора. Для красноярцев это 95 рублей за километр. В среднем, учитывая отдаленное положение штрафстоянок, выходит около тысячи рублей. Итак, если вы спохватились в тот же день, то за вызволение машины вам придется выложить как минимум 2 500 рублей… Откуда же такие расценки?
– Все тарифы были утверждены правительством Красноярского края, исходя из экономических обоснований владельцев эвакуаторов и стоянок, – комментирует Галина Круглова. – В соседних с нами регионах расценки примерно такие же. В столицах – выше в два раза.
– У нас нет цели стимулировать создание высокодоходного бизнеса, – заявил в интервью местному телеканалу начальник отделения ГИБДД МУ МВД России «Красноярское» Алексей Членов. – Идеальной для нас была бы ситуация, при которой эвакуаторы остались без работы. Мы хотим, чтобы не было нарушений.
Можно ли пробку эвакуировать?
Этот риторический вопрос задают сегодня себе все.
– Это все равно что носить воду в решете, – утверждает Галина Круглова. – Эвакуатор приехал, поднял, увез машину, на ее место тут же встала другая. Так это выглядит в реальности. Пока у нас не будет хороших парковок – надземных, подземных, многоуровневых, проблема не решится.
– Наказание должно быть неотвратимым. Тогда принудительная эвакуация даст эффект, – считает руководитель красноярского отделения Федерации автовладельцев России Павел Стабров. – Сейчас это больше похоже на игру в русскую рулетку: заберут – не заберут, выиграю я или они.
К слову, чаще всего револьвер не стреляет. Миллионный Красноярск с полумиллионным количеством автомобилей обслуживают всего четыре эвакуатора. Естественно, курсируют они в основном по центральным улицам, да и то вычищают лишь те, где сами не станут помехой движению. К примеру, в Управлении МВД признаются, что никогда не отправят эвакуатор в район Дома быта на пр. Мира, а вот на четырехполосную улицу Робеспьера, где припаркованные по левому краю машины особо-то никому и не мешают, спецтехника наведывается частенько.
Предприниматели, занимающиеся эвакуацией, говорят: мы бы рады выпустить в город больше машин, но при нынешних тарифах такая работа для нас убыточна. Руководитель одной из фирм Андрей Прищепов отметил:
– Тариф на услуги принудительной эвакуации должен сравняться с рыночным, это полторы-две тысячи рублей. Тогда мы сможем выпустить на линию больше машин. Сейчас мы нарабатываем статистику и будем формулировать свои предложения краевому правительству о повышении тарифов.
Парковки – не панацея
Впрочем, по наблюдениям здравомыслящих красноярцев, даже если в городе будут работать все 20 обещанных предпринимателями эвакуаторов и тысяча «Парконов» (прибор для видеофиксаций нарушений ПДД), транспортный коллапс не отступит. Согласны с горожанами и в Управлении МВД:
– Вопрос не в количестве эвакуаторов, а в количестве парковок, – говорит Галина Круглова. – Проблема не решится никогда, сколько бы эвакуаторов ни работало, если не появится необходимое количество парковок.
По данным департамента городского хозяйства администрации Красноярска, за два прошедших года только в центральной части города методами оптимизации было создано более трех тысяч парковочных мест. Это не считая парковок, построенных «с нуля». Но городская администрация не успевает за ростом покупательной способности красноярцев – только за прошлый год горожане приобрели 30 тысяч новых автомобилей. С 2008 года количество машин в городе увеличилось на 25 процентов, и сегодня автопарк краевого центра насчитывает около 400 тысяч единиц – это более половины всех машин края. При таком раскладе надеяться на то, что новые парковки вкупе с эвакуаторами спасут Красноярск от пробок, не приходится. Единственным выходом из этой ситуации видится развитие альтернативных автомобильному видов транспорта.
Пойти, что ли, метро откопать?..
МНЕНИЕ
Павел СТАБРОВ
руководитель красноярского отделения Федерации автовладельцев России
– Во всех регионах, где начал действовать закон о принудительной эвакуации, существуют схожие проблемы. Связаны они с удобством пользования этой услугой. Штрафплощадки в отдаленных районах, очень ограниченный круг полицейских, которые имеют право выписывать документы для изъятия машины со штрафплощадки. Все это так. Наказывать нарушителей можно и нужно, но нельзя издеваться над людьми.
К КОМУ ОБРАТИТЬСЯ
Если хочется парковку под окном…
Сначала необходимо узнать, кому принадлежит земля. Если это территория придомового хозяйства, то на общем собрании жильцов нужно принять решение о необходимости парковки и обратиться с ним в управляющую компанию.
Если вы запланировали парковку на территории общего пользования, то нужно обратиться в муниципалитет. В Красноярске – в департамент городского хозяйства администрации Красноярска. Адрес: ул. Парижской Коммуны, 25, тел. 8 (391) 265-31-93 , электронная почта: dgh@admkrsk.ru. Обращение в департамент должно быть письменным либо через виртуальную приемную на сайте admkrsk.ru.
Парковки возле офисных зданий на территории, которая принадлежит собственнику здания, устраиваются с санкции владельца земли и здания. В случае же, когда территория возле офиса является территорией общего пользования, то строительство стояночных мест происходит только с санкции муниципалитета. В таком случае парковка будет открыта для всех, поставить шлагбаум собственники офиса не имеют права.
По данным департамента городского хозяйства администрации Красноярска
ЯЗЫКОМ ЦИФР
У нас и у них
Стоимость часа на штрафплощадке в Сахалинской области – 40 рублей, в Омской – 45, в Новосибирской – 39,5, в Тюменской – 60, а в Камчатском крае – более 100 рублей.
Километр перемещения машины на эвакуаторе в Сахалинской области стоит от 60 до 90 рублей. В Москве цена фиксированная, не зависит от пробега и составляет 5 тысяч рублей. В Санкт-Петербурге эвакуация обойдется в сумму от 2,7 до 16 тысяч рублей.
Все цены даны для транспорта легковой категории «В».