Если вызывают авиаотряд краевой полиции, значит, дело и впрямь серьезное. За девять лет со дня основания подразделения пилоты участвовали практически во всех сложных задержаниях и розыске бандитов в регионе, спецоперациях на Кавказе. А уж сколько заблудившихся грибников, охотников найдено, сколько гектаров тайги спасено от черных лесорубов – не счесть.
Главное оружие – молниеносность
Здесь нет расписанного по часам графика полетов. Ведь предугадать, что случится завтра, где и в какое время понадобится помощь полицейских, невозможно. Именно поэтому у пилотов практически не бывает выходных. Дежурная группа всегда находится в готовности номер один – может выполнить задание в любую минуту. Единственное препятствие – нелетная погода. В отряде всего двадцать человек, включая летчиков и техников, на один вертолет и четыре беспилотника, а потому дежурство на выходные и праздничные дни выпадает довольно часто.
Впрочем, никто не жалуется на сложности. Легкой службы в полиции не бывает. Работы много. Зачастую это рутинное прочесывание местности с воздуха. Час за часом поиски пропавшего человека или преступников, патрулирование автомобильных трасс в поисках машины с подозреваемыми. Здесь нет киношных сцен с перестрелками и многочасовыми погонями.
Сила отряда заключена в скорости и незаметности. Десант спецназа спускается на землю с зависшего в воздухе вертолета менее чем за пятнадцать секунд. Много это или мало? Если когда-нибудь удастся полетать на «вертушке», засеките для интереса, сколько времени потребуется вам для выхода с борта на землю вполне обычным способом. Наверняка будете карабкаться по трапу секунд тридцать. И это только вы один! А если нужно выбраться сразу всем? А теперь представьте, что это же нужно проделать на расстоянии нескольких метров от земли, используя вместо трапа обычный трос, под рев молотящего воздух винта.
Старший летчик авиаотряда ГУ МВД РФ по Красноярскому краю Евгений Наумкин рассказывает: чтобы выполнять эту простую с виду операцию, требуются постоянные тренировки. Подлет, высадка десанта… Все должны работать слаженно, как часы: летчики – быстро зависнуть над точкой, десант – без заминки спуститься чуть ли не на головы преступникам. Причем уметь делать все это в любых условиях – в горах, в тайге, на болоте, в холод и жару.
Не зря наших авиаторов вызывают в самые горячие точки. Евгений Наумкин вместе с коллегами бывал в командировках в Чечне, отряд привлекался для поддержки во время операции «Путѝна-2015» на Дальнем Востоке. Благодаря поддержке с воздуха у полиции появилось не одно доказательство против браконьеров – возбуждено несколько уголовных дел.
Вообще, охрана биоресурсов – одна из основных функций красноярского отряда. Для черных лесорубов и браконьеров авиация является врагом номер один. От нее не скроешься и не спрячешься. Благодаря тепловизорам преступника можно обнаружить даже в темноте и сквозь кроны деревьев.
Мужские «игрушки»
Единственный в крае полицейский вертолет за год совершает более трехсот вылетов, то есть поднимается в воздух почти каждый день. При этом специально модернизированный для этой цели Ми-8 работает не только вблизи аэропорта базирования – командировки на север Красноярского края и другие труднодоступные точки не редкость. И все же одной машины на такой огромный регион явно недостаточно. С заданиями, конечно, летчики справляются, но было бы гораздо удобнее, если бы по одному борту находилось в каждой группе районов.
Существенную поддержку оказывает новая техника. Четыре беспилотных летательных аппарата востребованы не менее, чем обычная авиация. К тому же по сравнению с традиционными вертолетами и самолетами беспилотник имеет целый ряд преимуществ – менее заметен, почти бесшумен, в десятки раз экономичнее. Красноярские машины часто выписывают даже в другие регионы. В Чечне, к примеру, почти все наземные операции спецназа проходят лишь после разведки с помощью беспилотника. Десятки, если не сотни, жизней наших ребят спасены благодаря таким «игрушкам».
С виду это действительно увеличенный вариант радиоуправляемой модели самолета. Ну, быть может, немного необычной формы. Самый тяжелый весит чуть более четырех килограммов. Такой «малыш» может летать как на автопилоте по заранее проложенному маршруту, так и на ручном управлении. Весь процесс сродни управлению радиомоделями – монитор плюс джойстики и кнопочки.
Впрочем, возможности этого самолетика вовсе не игрушечные. Дальность полета составляет 25 километров, потолок – три тысячи метров, а время полета – до двух часов. При этом аппарат может разогнаться до скорости 65 километров в час. Евгений Наумкин говорит, что с помощью беспилотника можно обнаружить объект с точностью до 50 метров.
Одно из преимуществ перед самолетами и вертолетами в том, что беспилотнику не нужна ни взлетная полоса, ни даже специально оборудованная площадка. Для работы сгодится любая лесная поляна. При этом взлет можно осуществить хоть с рук «летчика», хоть со специальной катапульты. А вниз и вовсе на парашюте.
Кто думает, что служба оператора, управляющего и обслуживающего беспилотный аппарат, легка и необременительна, глубоко заблуждается. Работать приходится в полевых условиях, ведь управление осуществляется не из городского кабинета. Чтобы добраться до места действий, весь комплекс вывозится на автомобиле – иногда в настоящую глушь.
К примеру, несколько лет назад в тайге пропала пожилая женщина. Пошли с сыном за грибами, попали в болото и не смогли выбраться назад вместе. Сыну каким-то образом посчастливилось выйти из леса, но толком сообщить координаты, где он последний раз видел мать, он не смог. Полицейским пришлось на 60 километров углубиться в лес, чтобы начать поиски с помощью «малой авиации». И лишь благодаря картинке с беспилотника сын смог идентифицировать местность, где потерялась его мать. Через три дня женщину нашли группы, отправленные «по адресу».
В раскрытии нашумевшего преступления в 2011 году, когда в лесу было совершено убийство нескольких рабочих, также были задействованы БПЛА. Преступников искали на огромной территории, покрытой лесом. Без применения спецтехники полиции пришлось бы прочесывать всю местность пешком.
Сейчас в МВД России планируют расширить авиапарк беспилотников. Новые машины позволяют летать дальше и дольше. К примеру, последние модели могут парить в небе до трех часов и улетать на полсотни километров. При этом некоторые из них, изготовленные по вертолетному типу, могут буквально зависать над целью или объектом. Кстати, очень удобная функция – так можно наблюдать за правонарушителями до приезда полицейских и задержания. Возможно, новые модели появятся и в Красноярском крае.
Фоторепортаж: Красноярск с высоты птичьего полета: прогулка на полицейском вертолете