Красноярская компания пока единственный авиаперевозчик в России, участвующий в нацпроекте «Производительность труда». Всего за несколько месяцев эксперты Федерального центра компетенций (ФЦК) смогли в два раза без потери качества сократить время на обслуживание воздушных судов. В компании намерены использовать эти наработки и на других производственных участках.
Простые решения сложных задач
Авиатехник Александр Усов – ветеран отрасли, как и самолеты, которые он обслуживает. Операции по подготовке к полету Ан-24 и Ан-26 доведены до автоматизма и выверены инструкциями, опытом и временем. Однако даже здесь есть место для «творчества» и совершенствования.
Усов рассказывает, как раньше приходилось бегать за инструментом в ангар. Вроде бы небольшое расстояние, но за день работы времени тратилось уйма. Никто и никогда не думал, что можно иначе. Сегодня прямо к судну подкатывают тележку со всеми необходимыми ключами, деталями и расходниками. Лишние хождения сведены к минимуму – техник занят исключительно обслуживанием судна.
Руководитель проекта ФЦК в сфере производительности труда Александр Сутурин рассказывает, что это простейшее решение позволило сократить процесс на сорок минут. Однако на этом не остановились – эксперты обнаружили, что при обслуживании судов авиатехники по многу раз возвращаются в одну и ту же точку. Было принято решение изменить последовательность операций, что тут же дало результат – процесс сократился с 1 001 до 764 минут. После выявления всех слабых мест, оптимизации операций получили просто космический результат – сегодня с обслуживанием одного судна справляются три человека за девять часов, а не бригада из пяти за 18 часов, как это было раньше.
Высвободившихся мастеров высочайшего класса распределяют на другие суда. В итоге самолеты смогут больше времени проводить в небе, приносить пользу компании и людям. Министр транспорта региона Константин Димитров отметил, что власти заинтересованы в повышении эффективности работы авиаперевозчика:
– Быстрее проводя ремонты, мы сможем больше летать. Есть потребность развивать маршрутную сеть. Самолет должен больше «стоять на крыле», а не на перроне. Обратная ситуация несет прямые убытки. Предприятие должно быть экономически эффективным, выходить на межрегиональные рейсы.
Отметим, что компания «КрасАвиа» выполняет важнейшую социальную функцию, связывая удаленные территории региона с центральными районами края, выполняя субсидированные перевозки, – на эти цели выделяются бюджетные средства.
Министр экономики и регионального развития края Егор Васильев отметил важность экономической составляющей:
– Как всегда, на пилотных потоках нацпроекта очевидно, что эффекты можно посчитать не только в минутах, которые сокращают производственные процессы, но и в прибыли. Благодаря ускоренному техническому обслуживанию судов теперь авиакомпания может увеличить оборот воздушных судов и выполнять больше дополнительных коммерческих рейсов. В итоге мы получаем надежную, с современным предоставлением услуг, устойчивую, конкурентоспособную компанию.
Гендиректор «КрасАвиа» Андрей Егоров рассказывает, что участок технического обслуживания судов для реализации национального проекта был выбран не случайно – именно от этого этапа зависит как безопасность полетов, так и эффективность работы компании в целом:
– Сегодняшним отчетным мероприятием история не заканчивается, наоборот, мы только ощутили аппетит к улучшениям, убедились, что инструменты бережливого производства работают в любой отрасли. Чтобы сосредоточить усилия на продолжении проекта, мы даже поменяли структуру предприятия и будем масштабировать этот опыт.
Егоров отметил, что коллектив получил неоценимый опыт и знания и в дальнейшем будет применять инструменты бережливого производства на других участках.
Работа на результат
В Красноярском крае в 2019 году национальный проект «Производительность труда» стартовал одним из первых в стране. Главная цель – обеспечить к 2024 году темпы роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5 % в год. На сегодня в проекте приняли участие 56 компаний из самых разных отраслей. До 2024 года в крае планируется реализовать его на 107 предприятиях.
Сценарий участия в нацпроекте схож для всех: на производство заходят эксперты федерального или регионального центра компетенций. Если необходимо, привлекаются внешние консультанты. Группа бесплатно анализирует участок, выявляет слабые места, диагностирует проблемы и предлагает меры по их устранению, внедряя инструменты бережливого производства – картирование, 5С, производственный анализ, стандартизированный формат работы, визуальное управление и декомпозицию целей…
Приемы кажутся простыми, однако на деле в силу замыленности взгляда, устоявшихся привычек не всегда очевидны ни руководству предприятия, ни опытным сотрудникам. Многие участники проекта признаются: реализация программ бережливого производства открывает глаза и расширяет горизонты. Важно, что эксперты не только указывают на ошибки и предлагают готовые рецепты их решения, но и учат замечать недоработки и исправлять их самих сотрудников предприятия, применять приемы бережливого производства в других сферах.
Инструменты универсальны и подходят к абсолютно любому предприятию, в большинстве случаев не требуют дополнительных вложений – только перестройки подходов в работе. Эти проверенные методы позволяют в два раза снизить время на производственный процесс, на 50 % сократить запасы сырья, на 30 % снизить издержки, не менее чем на 30 % увеличить объем выпуска продукции, сократить уровень брака.
Отметим, что войти в проект могут предприятия лишь из несырьевых отраслей – обрабатывающего производства, сельского хозяйства, транспорта и строительства. При этом выручка предприятия должна составлять не менее 400 млн рублей в год, доля участия налоговых резидентов иностранных государств в уставном капитале не превышать 25 %.