Один замечательный педагог сказал как-то: «Как бы ни было трудно, учитель должен оставлять за дверями класса все свои проблемы и обиды. Твои неприятности не должны сказываться на детях никоим образом!» Не всем это удается. Но те, кому это по силам, уже при жизни заслуживают памятника – в сердцах школьников. А потом и во взрослых душах, потому что твой жизненный успех – его немалая заслуга.
Самый первый учитель, потом – классный руководитель, а еще преподаватели русского языка, литературы, математики, истории и географии… Все они – неотъемлемая часть каждого из нас – как родители, отчий дом, лес, небо, река. Наши судьбы неизбежно и прочно переплетаются с жизнью педагогов так, что потом уже невозможно отделить одно от другого.
И пусть в последнее время их зарплата (наконец-то!) приближается к достойному уровню, вклад учителя в становление и развитие конкретной личности, общества, страны только рублем не измерить. Тут совершенно иные критерии, которые даже перечислить достаточно непросто. Позвони своему педагогу, порадуй вниманием… Для учителя нет награды выше, чем благодарность учеников, оценка его роли – «это было не зря».
Приходя на родительское собрание уже не к детям – внукам, – задаешься вопросом: а какие они, сегодняшние учителя? А такие же – неравнодушные, бескорыстные, заботливые. Теперь они все кажутся такими молодыми, но сколько в них тепла и участия! Вот стайка девчонок с наскоку кидаются на «классную» обниматься, вываливают на нее целый ворох новостей. А та кому бант поправит, кому мягко замечание сделает, кому просто улыбнется в ответ – общается со всеми сразу. Мальчишки ведут себя посдержаннее, но пройти мимо тоже никак не могут, тянет словно магнитом: у них спор, и кто, кроме учителя, его рассудит?
Да, время движется по спирали. Все это уже было – и тридцать, и десять лет, и год назад, и вчера. И это замечательно. Это создает душевный покой – твои дети и внуки в надежных руках.
Чем интересен педагог
Быть профи в чем-то одном недостаточно
…Когда 52 года назад молоденькая выпускница Ростовского пединститута Люда вместе с мужем приехала в далекую сибирскую глубинку – деревню Раздольное Мотыгинского района, – все их вещи уместились в двух ящиках из-под спичек. В одном – нехитрый скарб. В другом – книги. Для Людмилы Дмитриевны Курочкиной, заслуженного учителя Российской Федерации, Сибирь стала теплым и желанным домом. Домом, в котором вместе с ней росли и ее дети – сотни выпускников школ Раздольного, Мотыгино, Красноярска.
О чем молчит программа
В 1964 году Людмила Дмитриевна переступила порог пятого класса раздолинской школы: «Здравствуйте, дети! Я ваш новый учитель математики». Большой наградой она до сих пор считает то, что практически все выпускники того класса впоследствии связали свою жизнь с этим предметом, стали педагогами.
В Красноярске Людмила Курочкина начала работать в школе № 72 Октябрьского района. Тяга к творчеству, нестандартным подходам в обучении привела ее к сотрудничеству с заочной физико-математической школой при МГУ «Коллективный ученик». Вместе с ребятами она решала и обсуждала присылаемые задачи, уровень которых заметно отличался от традиционных. По-особому строились и уроки: ученики общались в парах, работали в малых группах. В результате задачки из школьного учебника дети щелкали как орехи. И впоследствии многие из них без труда поступили в престижный МФТИ, другие технические вузы столицы и краевого центра.
Людмила Курочкина убеждена, что ученикам интересен в первую очередь педагог с разносторонним кругозором. Быть профи в каком-то одном деле недостаточно. Вот почему она много и с упоением читает. Вместе с мужем собрала большую библиотеку, начало которой положили несколько томов в ящике из-под спичек. И на классных часах говорила с воспитанниками о творчестве Федерико Гарсиа Лорки, Виктора Хара – замечательных поэтов, которые не вписались в школьную программу.
Визитная карточка
Накопив богатый опыт, Людмила Дмитриевна и думать не могла о том, чтобы почивать на лаврах, а почувствовала непреодолимую потребность поделиться им с коллегами. И когда ей предложили стать завучем, она без колебаний согласилась, поскольку всегда считала, что завуч должен не столько контролировать и проверять других, сколько учить и помогать им раскрывать свой потенциал. Этот стиль стал ее визитной карточкой на всю жизнь – и в Октябрьском районо, и в краевом институте усовершенствования учителей, и в центре развития образования, где она потом работала.
Наиболее полно как педагог-наставник своих коллег Людмила Курочкина раскрылась именно в институте усовершенствования учителей. Это было время, когда вводились активные формы обучения, когда учитель сам выступал деятельным участником этого процесса. Вместе с корифеем красноярской педагогики Виталием Дьяченко она разрабатывала подходы к организации обучения.
Ее девиз – «Один в поле не воин». Педагог силен только тогда, когда рядом с ним есть команда единомышленников. Рядом с ней работали великолепные педагоги – Дьяченко, Васильева, Ростовцева и многие другие. Ведь никакая технология организации обучения учителей не рождается директивным способом, а всегда – в беседе, разговоре. Поэтому Людмила Курочкина никогда не вещала, как и что нужно делать, а рассуждала вместе с учителями, помогала им узнать что-то новое, включала их в этот процесс. Проводилась масса семинаров российского и краевого уровней, в которых она была одним из самых активных участников и руководителей. Она же стояла у истоков движения по новым образовательным технологиям.
Центр развития образования стал очередной ступенькой в работе Курочкиной как педагога-методиста. Она начала заниматься с преподавателями, являющимися законодателями высокой моды в образовании, готовыми работать в новом, продвинутом режиме. Это выращивание новой образовательной практики. И опять на первом плане – работа в команде.
– Только так может прийти успех, – утверждает Людмила Дмитриевна. – Учителя-инноватора просто так не вырастишь. Нужен определенный период. К тому же и у себя, в своей школе, он не должен быть одиноким.
Главное достижение
Им в своей жизни Курочкина называет не звания и награды, а то, как при встрече с ней радуются ученики и педагоги, которых она учила и с которыми не виделась по многу лет. В каждом из них она оставила свой след, частичку своей души. Приходят, спрашивают совета, просят о помощи. Для них у нее всегда радушный прием. Дочь тоже пошла по стопам мамы. Наверное, из таких маленьких житейских радостей и складывается большое человеческое счастье…
Бывших учителей не бывает
Научить думать – это главная задача
Имя Галины Макаровны Вебер неразрывно связано с историей образования Центрального района, Красноярска, всего края. Учителем она остается всегда – в том числе и сейчас, на посту сопредседателя президиума совета ветеранов работников образования края.
А сначала Галина Вебер была учителем в школе № 33, потом – учителем учителей в качестве завуча и директора школы. Затем – учителем директоров, завучей, будучи заведующей отделом народного образования Центрального района Красноярска. Позже – учителем заведующих всех территорий Красноярского края в должности первого заместителя начальника краевого управления образования. Любимому делу отдано уже больше 50 лет.
Реакция на прогресс
Галина Вебер окончила биолого-географический факультет Красноярского пединститута. В системе образования Центрального района проработала более 16 лет. Была учителем, завучем, наконец, директором школы № 4. Ее таланты руководителя проявлялись сразу. Невероятная энергия, блестящие организаторские способности, непревзойденные качества генератора идей, педагогическая интуиция в сочетании с разумной смелостью и независимостью всегда были притягательны. Где бы ни работала Галина Макаровна, везде ей удавалось создавать коллективы, которые быстро реагировали на самые прогрессивные движения в сфере образования.
Как раз в то время, когда Галина Вебер работала директором 4-й школы (1969–1972 годы), началось активное движение по созданию учебных кабинетов. Возможности у школ были ограниченные. Чтобы создать достойные условия для организации учебного процесса, требовалась недюжинная энергия, пробивная сила, желание создавать. Галина Макаровна своего добилась. В 4-й школе были оборудованы прекрасные кабинеты истории, математики, литературы.
Бурно развивалась художественная самодеятельность. Галина Вебер настояла на создании в школе большого сводного хора, в котором пели учителя, ученики и сама директор. А сколько было студий, кружков, факультативов! Театральный, литературный, математический, шахматный…
Мало того, в школе начали работать различные спортивные секции. Особенной популярностью пользовались волейбол, баскетбол, гимнастика. Сама Галина Макаровна еще в студенческие годы была известной спортсменкой: кандидат в мастера спорта по ручному мячу, она долго входила в состав краевой команды по этому виду спорта.
От учителя – к коллективу
В 1973 году Галина Вебер становится заведующей отделом народного образования Центрального района Красноярска. Ей 35 лет, и она – самая молодая на такой должности в краевом центре. Ответственность огромная: Центральный район – самый высокостатусный в городе. Но Галину Вебер ответственность не испугала. Рисковать она не боялась, смело шла на обострения, если того требовало дело, и практически всегда ей удавалось доводить начатое до конца.
В районе было развернуто движение «От творчески работающего учителя – к творчески работающему коллективу». Работать педагогам стало интереснее, появился стимул к тому, чтобы развиваться, воплощать в жизнь новые идеи. Опыт молодой заведующей районо был одобрен коллегами из Министерства образования СССР, Галина Макаровна получила звание отличника народного образования.
Идеи для региона
По-настоящему ярко таланты Галины Вебер раскрылись в новом качестве – в 1982 году она стала первым заместителем начальника краевого управления образования. По инициативе и под руководством Галины Макаровны были разработаны региональные программы, которые заложили идеи развития всей образовательной практики региона, и наш край в этой сфере стал одним из лидирующих в России. Реализацией предложенных идей стал краевой инновационный комплекс по организации обучения на основе коллективных учебных занятий – детище Галины Вебер. Научно-методические разработки по этому инновационному комплексу используются многими специалистами не только на территории края и России, но и стран СНГ.
Главная задача Галины Вебер проста с виду, но невероятно сложна по сути: научить руководителей и учителей думать по-новому, не боясь свежих мыслей и неожиданных решений. А научить думать – это самая главная задача учителя.