Здравствуйте, уважаемая редакция. Живу я в Советском районе Красноярска. Недавно у нас во дворе возле каждого подъезда появились контейнеры для сбора пластиковой тары – ПЭТ-бутылок и прочего. Хотелось бы узнать, куда все это потом девается? Из этих отходов что-то делают? Их утилизируют или перерабатывают? Может, сжигают?
С уважением, В. М. Кузнецов, пенсионер
Нет, ни в коем случае не сжигают! Это запрещено экологическими нормативами, пластик при горении выделяет массу канцерогенов. ПЭТ (полиэтилентерефталат) – особенно.
Бутылки и прочее полимерное добро из тех контейнеров, что стоят у подъездов и на мусорных площадках, идут во вторичную переработку. Кстати, установлены такие контейнеры-сетки не только в Красноярске: первые появились в Дивногорске еще в 2016 году. Летом нынешнего года – в Ачинске. Сначала в парке Победы, затем около жилых домов. Как сообщили нам в ачинской компании «ВторРесурс», пока в городе 40 таких сеток, планируется, что их будет больше.
Что касается краевого центра, то, насколько нам известно, контейнеры для сбора пластика здесь устанавливают минимум две частные фирмы – «Чистый дворик» и «СВХ-Красноярск». А вообще компаний, которые принимают вторсырье у населения (в том числе пластик), в городе десятки.
Мы побывали на предприятии «СВХ-Красноярск». Оказалось, что это целый завод по первичной переработке вторичного сырья – макулатуры и разных полимеров. Но здесь из них ничего не производят, только сортируют, измельчают, прессуют, пакуют и отправляют на переработку на другие заводы. В частности, в Омскую область.
Вообще глубокая переработка пластика в больших объемах сосредоточена в Новосибирске, Омске и за Уралом – большинство красноярских заготовителей именно туда везут пластиковое вторсырье в виде «дробленки» или прессованных брикетов. На этих заводах из него делают гранулы, которые потом используются для производства новых изделий, причем очень разных. От тех же бутылок до всевозможных стройматериалов, канализационных люков, утеплителей и т. д. Всем известный синтепон – это и есть тончайшие нити из ПЭТ.
Директор компании «СВХ-Красноярск» Андрей Яблончук оценивает рынок пластиковых отходов Красноярска примерно в 200–250 тонн в месяц. Его предприятие перерабатывает 25–30 тонн. В краевом центре эта фирма установила пока 200 контейнеров. Каждый «выдает» примерно 25 кг отходов в неделю – объем ПЭТ-тара занимает большой, а вес у нее мизерный. Чтобы бизнес начал приносить прибыль, нужно установить хотя бы тысячу контейнеров, у компании есть такие планы.
Производств, где из ПЭТ-отходов делают не просто «дробленку», а какие-то товары, у нас в крае раз-два и обчелся. Да и те еще надо поискать. Пока нам удалось найти только Дивногорский завод полимерных изделий. Здесь производят мебельную фурнитуру, разные строительные детали – всего более 100 тонн готовой продукции в месяц. Именно этот завод установил по всему Дивногорску 150 сеток-контейнеров. Его директор Анатолий Бекмурзаев рассказал нам, что сейчас предприятие перерабатывает примерно 10 процентов всех пластиковых отходов Дивногорска. Конечно, это немного.
– Мы применяем технологию литья на термопласт-автоматах в закрытые формы – там отходы пластика просто размягчаются, и в атмосферу его «пары» не попадают. Есть и другая технология, «горячая», называется она экструзией. Но там более строгие экологические требования, заниматься ею в черте города нельзя. Планируем купить площадку подальше от города, разместим там свои цеха – и тогда сможем увеличить переработку отходов раз в десять, – обещает директор.
Свободная ниша?
Как выяснилось, у нас в крае производством изделий из различных пластиков и полимеров занимаются десятки мелких предприятий и несколько крупных. Например, красноярский завод «Альт-пласт», который выпускает целую линейку товаров – для дома, туризма, сада-огорода: ведра, тазы, всевозможные контейнеры, даже заборы. В Сосновоборске есть завод «Европласт», здесь изготавливают ПЭТ-упаковку. Но используют оба этих предприятия не отходы, а первичное сырье – гранулы, которые производятся не у нас в крае.
Еще в Сосновоборске есть завод «Енисей-полимер». А вот здесь уже работают только со вторсырьем. Но не с полиэтилентерефталатом, а с отходами старого доброго полиэтилена: технология его переработки проще, он дешевле. Мощность завода 150 тонн в месяц. Это значит, что 1 500 центнеров плохо разлагающегося мусора не попадает на свалки. Здесь выпускают широкий ассортимент различных изделий из песчано-полимерных смесей – септики, тротуарную плитку, черепицу, крышки канализационных люков.
Но поскольку речь у нас все же идет о ПЭТ-бутылках, резюмируем, что в крае глубокой переработкой этого вторсырья практически никто серьезно не занимается, за исключением упомянутого предприятия в Дивногорске.
Как стало понятно из разговоров со специалистами, производители предпочитают работать с другими видами пластмасс, а полиэтилентерефталат – материал капризный, сложный, заморачиваться с ним мало кто хочет, поэтому его проще раздробить, спрессовать и отправить в Омск или Новосибирск.
Похоже, у нас в крае есть незанятая ниша для бизнеса. Знающие люди говорят, что если подойти к вопросу с умом и деловой хваткой, то на глубокой переработке полимерных отходов можно разбогатеть. Ведь большинство их попадает на свалки и загрязняет окружающую среду. Сколько именно, точно никто не знает, но по самым оптимистичным оценкам, процентов 70.
Где можно сдать пластиковые отходы и прочее вторсырье?
На сайте министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в левой колонке на главной странице есть раздел ГИС «Пункты приема вторичного сырья». Там все адреса и телефоны.
За один килограмм пластикового мусора у нас в крае приемщики платят от 10 до 20 рублей.
Фото автора