Сегодня налету Винарии ВАГНЕР и количеству типов самолетов, с которыми она управляется, позавидует любой пилот-мужчина. А ведь 40 лет назад эту хрупкую девчушку отговаривали от авиации, пытались забраковать на медкомиссии, ссылаясь на небольшой рост, недостаток сил, инструкции. Наперекор всему и всем она стала мастером спорта СССР по высшему пилотажу, окончила авиационную академию. Даже среди сильного пола такие звания не у каждого.
Без «подушки» в самолет ни ногой!
Все начиналось с книжек, детской мечты и какой-то почти юношеской бравады.
– Видимо, папа хотел мальчика, вот и получилось воспитание с уклоном, – смеется Винария Хадыевна. Впрочем, никто и никогда ее ни к чему не подталкивал и не принуждал. Сама чувствовала – быть пилотом ее призвание. Еще в школе писала в журнал «Пионер» о желании стать летчицей, на полном серьезе спрашивала совета у редакции, куда можно поступить. Журналисты были корректны и даже ответили письмом лично, посоветовав выбрать другую профессию. Потом ее отговаривали еще не раз – водили даже к женщине-летчице, которая пыталась ее переубедить, рассказывая о лишениях, сложностях профессии. А вышло все наоборот – Винария еще больше укреплялась в сознании, что без неба и самолетов жить не может.
Как только исполнилось 18 лет, Вагнер стояла на пороге авиаклуба в своем родном Прокопьевске Кемеровской области. К сожалению, полноценных авиакурсов тут не было, но зато работала секция парашютного спорта. А это хоть какая-то возможность прикоснуться к авиации, небу. Сегодня на ее счету 23 прыжка. Но все же удовлетворения не было – хотелось управлять самолетом, а не сидеть пассажиром в салоне. И вот через несколько лет она едет в Красноярск.
Именно в нашем городе располагался ближайший к Прокопьевску авиаклуб, где обучали летчиков. Отбор был очень строгий. На место огромная очередь. За партами сидели по трое-четверо курсантов. Вдобавок с девчонок спрашивали в разы строже.
– Нас всего-то было несколько девушек, так нам сразу сказали – хотите летать, будьте добры, учитесь лучше парней. Иначе можно было и не «дожить» до финиша. До сих пор не знаю, почему такие строгости, – вспоминает Винария Вагнер.
И все же доучилась, сдала экзамены, получив допуск к полетам. Летала сначала с инструктором, потом самостоятельно.
А ведь все могло повернуться иначе. Еще на медкомиссии почти сказали «не годится». Дело в том, что росточек у нашей героини небольшой – всего 158 сантиметров. Как раз на грани – «нижний порог нормы для пилота». Сантиметром ниже, и ни один медик не решился бы открыть молоденькой девчушке небо. Врачей в своей профпригодности убедить удалось.
Но роста все же не хватало. Недостаток «вылечили» обычной… курткой, которую она сворачивала подушкой, подкладывала под спинку сиденья, иначе просто не дотягивалась до педалей.
– Сын даже в машине педали газа и тормоза для меня нарастил, так все равно длины ног не хватает, – теперь уже со смехом рассказывает пилот.
Но как только билет в небо был получен, ее уже было не остановить. Первый самостоятельный полет в 1975 году. Уже в 1984 году она становится мастером спорта СССР по высшему пилотажу на поршневых самолетах. Таких мастеров в Союзе было несколько десятков, да и то в основном мужчины.
Звание она получила еще по мужским стандартам – годом позже в авиаспорте ввели 15-процентную скидку для женщин. Для достижения норматива женщине нужно было набрать меньше очков, чем мужчине.
Компас-талисман
Авиация – это точный расчет, однако и здесь не обходится без случайностей. Вагнер вспоминает один из таких моментов. Как-то после очередного полета она возвращалась на аэродром. Ее ученица Ирина Маркова, летавшая уже самостоятельно, в это время выруливала на полосу, погода могла испортиться в любой момент. Винария решила подстраховать начинающего пилота и села в ее самолет на место инструктора.
Неладное почувствовали почти одновременно на выходе из несложной фигуры – руль высоты просто не слушался. Что творилось в этот момент в кабине спортивного Яка, можно лишь представить – две хрупкие женщины изо всех сил тянули штурвал, а он не поддавался. Земля, небо – все крутится перед глазами. Вытянули, сели, хоть и не идеально, но без потерь.
Ни напряжения, ни страха в моменты борьбы за жизнь летчицы не чувствовали. Лишь на земле, когда докладывали о нештатной ситуации, заметили, как от напряжения подкашиваются коленки, а голос дрожит.
Разбор полетов был недолгим – оказалось, что техник, меняя компас, просто выронил старый прибор, и тот закатился в хвост, как раз где находятся тяги рулей. Банальное заклинивание. С тех пор этот старый потертый компас ученица Вагнер считает своим талисманом и везде возит с собой.
А что было бы, если бы инструктор не пересела в самолет своего курсанта? Справилась бы молоденькая девчонка с заклинившим штурвалом?
Новая высота
В 1985 году Вагнер поставила перед собой новую задачу – поступить в Ленинградскую авиационную академию. Просто приехать и поступить было нельзя. Во-первых, женщина, во-вторых, все тот же рост. На то, что уже мастер спорта, имеет большой налет, здесь не смотрели. Тут вам не абракадабры, бочки и петли крутить, а настоящими воздушными крейсерами с людьми управлять.
Пришлось в очередной раз доказывать чиновникам от образования и авиации, что может. В итоге все же разрешили сдавать экзамены. Таких пробивных на весь курс набралось пять девушек. Две из них стали пилотами большой гражданской авиации.
Выпустилась Винария Вагнер инженером по управлению воздушным движением. Могла бы связать судьбу с большой авиацией и даже начала работать по специальности. Зарплата, перспективы… Тут всего было больше. Мало было только неба. Вроде бы вот оно – близко… Но нельзя. И она вернулась к своим абракадабрам, бочкам, петлям, вертикалям, чувству полета, своим ученикам и маленьким спортивным самолетам.
– Сейчас иногда ловлю себя на мысли, а правильно ли я поступила. Может, нужно было делать карьеру, ведь профессия-то у меня перспективная – и тогда, и сейчас специализация очень ценная. Сама себе отвечаю – правильно. Сегодня аэродром, все летчики, мои ученики… Все мы одна семья. Это то, что не купишь ни за какие деньги, не встретишь за годы карьеры в больших корпорациях. И, конечно же, чувство полета, которое запоминается и не отпускает, если ты по-настоящему влюблен в небо. Так что я все сделала правильно.
Сегодня в свои 60 наш ас хоть и не летает так часто, как раньше, но может показать высший пилотаж в любой момент. Хотя сейчас все больше работы на земле, в том числе и воспитание нового поколения пилотов.
Доступно всем
Сегодня, чтобы получить билет в небо – стать летчиком-любителем, необходимо быть состоятельным человеком. На воздушные «права» с обязательным налетом требуется около 400 тысяч рублей. В 70-х годах, когда была развита система ДОСААФ, членский взнос составлял для учащихся всего три рубля в год, а для работающих – пять рублей.
Досье
Винария ВАГНЕР – профессиональный летчик-инструктор, мастер спорта СССР по высшему пилотажу на поршневых самолетах. Общий налет более 2 400 часов. Командир самолетов Як-18а, Як-52, Як-55, Як-55м, Як-50, Як-18т, Як-12м, Ан-2, Вильга В-35а, А-22. Сейчас работает заместителем директора по организации летной работы на аэродроме Кузнецово.
Фото автора и из архива аэродрома Кузнецово



