Осень 1943 года. За нами – победа в Сталинграде и на Курской дуге. Враг начинает отступление – уже невозвратное – по всему фронту, руководствуясь тактикой выжженной земли.
Тактика эта – не оставлять противнику ничего пригодного для дальнейшего ведения войны и вообще для выживания – одна из древнейших. Применялась она повсеместно, но с разными степенями жесткости. Во времена войн между древнегреческими полисами на территории противника, как правило, уничтожались оливковые рощи и виноградники. Олива и виноград начинают плодоносить через пять-семь лет, соответственно на тот же срок «отключается» экономика вражеского города, поскольку масло и вино – основа тогдашнего экспорта и внутреннего потребления.
В Тридцатилетнюю войну (1618–1648) Германия лишится трети населения, а в Баварии, Тюрингии, Бадене вымрет до 70 процентов народа – вымрет от голода, холода, болезней, поскольку «выжженная земля» практиковалась десятилетиями всеми воюющими сторонами.
В Отечественную войну 1812–1814 годов Русская армия на пути продвижения неприятеля сжигала хлебные поля и тем самым, по словам Кутузова, заставила французов лошадиное мясо есть.
Тактика выжженной земли была запрещена Женевской конвенцией только в 1977 году.
Ни печки, ни колодца
Отступающий вермахт осенью 43-го применял эту тактику во всей полноте. 7 сентября выходит приказ верховного командования «О методах проведения разрушений при отступлении войсковых частей»:
«В случае отхода следует полностью уничтожить на оставляемой территории все сооружения и запасы, которые в какой-либо степени могут оказаться полезными для врага: жилые помещения (дома и блиндажи), машины, мельницы, колодцы, стога сена и соломы.
Все без исключения дома сжигать; печи в домах взрывать с помощью ручных гранат; колодцы приводить в негодность, уничтожая подъемное приспособление, а также бросая в них нечистоты (падаль, навоз, кизяки, бензин); стога с соломой и сеном, а также всякого рода запасы сжигать; сельскохозяйственные машины и столбы стационарных проводных линий взрывать; паромы и лодки затоплять».
Интересно внимание к деталям: высшие стратеги рейха указывают солдатам не только на обязательность минирования печек, но и чем именно травить колодцы – во всем видна особая важность темы.
В тот же день Гиммлер отправляет секретное письмо высшему руководителю СС и полиции рейхскомиссариата «Украина» Гансу-Адольфу Прюцману:
«Дорогой Прюцман!
Генерал пехоты Штапф (командир 111-й пехотной дивизии. – А. Г.) имеет особые указания относительно Донецкой области. Немедленно свяжитесь с ним. Я возлагаю на Вас задачу всеми силами содействовать ему. Необходимо добиться того, чтобы при отходе из районов Украины не оставалось ни одного человека, ни одной головы скота, ни одного центнера зерна, ни одного рельса; чтобы не остались в сохранности ни один дом, ни одна шахта, которая бы не была выведена на долгие годы из строя; чтобы не осталось ни одного колодца, который бы не был отравлен. Противник должен найти действительно тотально сожженную и разрушенную страну…»
Переселять любой ценой
Помимо имущества на оставляемых территориях были еще и люди, что являлось особой головной болью для командования.
Из секретного приказа командующего группой армий «Юг» генерал-фельдмаршала Эриха фон Манштейна об эвакуации оккупированных областей от 11 сентября 1943 года:
«Накопленный к настоящему времени опыт при оставлении территорий показывает, что значительная часть населения отказывается добровольно эвакуироваться вместе с воинскими частями. В результате в руки противника попадает большое количество рабочей силы, скота, продовольствия и материалов. Только самые решительные действия армии позволят сохранить сотни тысяч единиц рабочей силы, скота и зерновых.
В связи с уже изданными приказами я еще раз обращаю особое внимание на следующие пункты.
Сельское население необходимо заставить любыми средствами переселиться на запад вместе с лошадьми и крупным рогатым скотом. В случае отказа лошади и скот должны быть изъяты, скот должен быть использован для продовольственных нужд войск или пристрелен.
Во что бы то ни стало нужно собирать годное к воинской службе население и перемещать изолированно, указывая, что оставшихся русские немедленно возьмут их в армию. Необходимо обеспечить их транспортировку или марш отдельными группами по предприятиям в полном составе под предлогом переезда на заводы на Днепре. По возможности начать перемещение без промедления до начала разрушений, родственников можно брать с собой.
Необходимо любыми средствами проводить уничтожение всего хозяйственного имущества, которое нельзя вывезти. В районе боевых действий важно, чтобы имеющиеся в наличии запасы в возможно большем объеме использовались для снабжения воинских частей».
Партизаны и саботажники
30 ноября 1943 года командующий группой армий «Север» генерал-фельдмаршал Георг фон Кюхлер подписал приказ «Об ускорении принудительного вывоза поддерживающего партизан населения СССР восточнее позиции «Пантера» (северная часть большого оборонительного вала от Пскова до Азовского моря).
«Растущее число нападений и актов саботажа на железных дорогах, транспортных путях и объектах вооруженных сил Германии, которые мешают проведению тактических мероприятий и ежедневно уносят многочисленные жизни солдат, постоянно, указывают на то, что:
a) местное население в большей степени поддерживает партизан и саботажников;
б) беспечные и доверчивые немецкие солдаты и войсковые части пренебрегают своими обязанностями по надзору и охране.
Поэтому приказываю:
Население оккупированной русской территории к востоку от «Пантеры», кроме рабочей силы, которая необходима вермахту, должно быть в ускоренном порядке эвакуировано. В первую очередь работоспособное население, в случае необходимости – не обращая внимания на семейные связи, должно быть собрано и вместе с лошадьми и скотом отправлено к западу от рубежа «Пантеры». Для ненадежного населения, подозреваемого в поддержке банд, следует ожидать создания сборных лагерей в рейхскомиссариате Остланд».
Командующий приказывает усилить караулы, прекратить любые перемещения местного населения по оккупированной территории и, самое главное, не питать никаких иллюзий относительно его лояльности – хотя бы из намерения выжить:
«Противодействие со стороны населения принятым положениям должно наказываться со всей строгостью… Например, если семья находящегося на германской службе гражданского работника переходит в банду, а соседи докладывают об этом случае, о котором они без сомнения должны были знать, соответствующему немецкому органу власти не сразу, то они становятся соучастниками, и действовать в отношении них следует соответствующим образом».
Использованы материалы Федерального архивного проекта «Преступления нацистов и их пособников против мирного населения СССР во время Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.»