Первый послевоенный
Переводить промышленность края с военных рельс на мирные, преодолевать голод, острейший дефицит рабочих рук, стройматериалов, оборудования, словом, того, что нужно для нормальной жизни – все это выпало на долю Аверкия Борисовича Аристова, первого секретаря крайкома ВКП (б) с июня 1944 года по апрель 50-го.
Он родился в 1903 году в Астраханской губернии, получил образование по металлургии, работал на заводах Урала, преподавал в Ленинградских и Свердловских вузах, затем был направлен на партийную работу – сначала секретарем Свердловского обкома, потом вторым секретарем в Кемерово, откуда, в последний год войны, был направлен в Красноярский край. При нем промышленность нашего региона, после спада первых послевоенных лет, пошла в рост и впервые перевыполнила государственный план. При Аристове шло перепрофилирование предприятий с военной на мирную продукцию. К концу войны около 85 процентов продукции предназначалось для фронта, но уже в 1945 году военные заказы остались только у трех заводов. Один пример, чтобы понять, какой рывок совершила промышленность в те годы: в 1944-ом комбайновый завод выпустил всего 10 комбайнов, а к маю 1945 года – уже 350. И это при том, что основной продукцией оставались снаряды, мины, минометы…
После Красноярска Аристов возглавил Челябинский обком, но ненадолго – в октябре он был избран членом ЦК и затем введён Сталиным в Президиум ЦК КПСС, где заведовал подготовкой партийных, профсоюзных и комсомольских
кадров. Головокружительный взлет, прервался после смерти «вождя народов»: Аристова лишили всех должностей, званий и сослали на Дальний Восток, руководить Хабаровским крайисполкомом. Однако, «провал» оказался недолгим – уже в 55-ом Хрущев возвращает его в Москву и ставит на одну из ключевых должностей – Аристов курирует работу
административных органов ЦК КПСС, а так же КГБ, МВД, судебную систему, прокуратуру и Вооружённые Силы. Видную роль он сыграл в реабилитации репрессированных. С тех пор карьера Аверкия Борисовича уже не знает падений – он умирает в 1973 году в должности посла СССР в Австрии.
Отец электроники
Сергей Михайлович Бутузов, работавший при Аристове вторым секретарем крайкома, сменил шефа в апреле 1950 года. В то время ему не было еще и 40 лет. В 30-х, начале 40-х Бутусов занимал партийные и комсомольские должности в Москве и Подмосковье, во время войны стал слушателем Высшей партийной школы, после которой был направлен в Красноярский край. Два года правления Бутусова ознаменовались началом больших строек: были введены в строй Ирша-Бородинский угольный разрез, Сорский молибденовый комбинат, завод синтетического каучука, завод Сибэлектросталь. После работы в Красноярском крае его направляют руководить Пензенской областью, где он добивается не меньших успехов, чем у нас, но – коса нашла на камень – Бутусова снимают из-за разногласий с Хрущевым, а проще говоря, по причине шуток о «кукурузной» эпопее.
Однако, Бутусов вновь оказывается востребованным. Более того, в начале
60-х наступает его звездный час, поскольку Сергей Михайлович, вошел в историю страны, как один из основателей отечественной электронной промышленности.
Дмитрий Устинов, тогдашний куратор вонпрома, будущий министр обороны, предложил кандидатуру Бутусова в качестве руководителя нового проекта.
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 августа 1962 года «Об организации Центра микроэлектроники – Научного центра (НЦ) и комплекса НИИ и КБ в союзных республиках», на месте бывших подмосковных лесов, где поднимется город Зеленоград, возводится гигантский комплекс науки и производства. Начинание имело важнейшее значение для страны, поскольку гонка вооружений входила в свою пиковую фазу, требовалась мобилизация всего научного и технического потенциала СССР. Сергей Бутусов сыграл ключевую роль в реализации этого проекта.
А для подмосковного Зеленограда он – самая почитаемая историческая личность. О Бутусове снимали фильмы, писали книги, есть посвященный ему сайт.
«Оттепельный» секретарь
Николай Николаевич Органов руководил краем шесть лет, с 1952 по 1958 год. По первой специальности — телеграфист. Воевал в Гражданскую, был одним из первых комсомольцев, занимал должности председателя горисполкома, секретаря райкома, заведующего отделом обкома. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт, но в 1943 году был отозван и направлен первым секретарем в Приморье, откуда его перевели в Красноярский край.
С именем Органова связано начало двух кардинально важных процессов – с одной стороны поворот власти к нуждам простого человека, развитие легкой промышленности, жилищное строительство, т.е. то, что связано с послесталинской «оттепелью»: с другой – начало проектов мирового уровня, таких, как Красноярская ГЭС…
О стиле руководства первого секретаря можно судить по небольшому эпизоду, который рассказал одной из краевых газет доктор исторических наук, профессор СФУ Василий Васильевич Гришаев, в то время – комсомольский работник.
— Первая задача, которую поставил ЦК ВЛКСМ перед нами, вчерашними выпускниками МГУ, — побывать на первом Всемирном фестивале молодёжи и студентов и рассказать о нём молодёжи края. После форума я сразу же поехал на поля Емельяновского района, просвещать комсомольцев. А урожай зерновых в 1957 году был отменный! Собрал большую группу ребят и рассказываю им о фестивале. Вдруг подъезжает к нам ГАЗик, из него выходит человек в кирзовых сапогах и фуфайке, подходит ко мне и за плечо трогает: «Что вы здесь делаете?». Я отвечаю: мол, инструктор крайкома комсомола, приехал на поле, чтобы рассказать молодёжи о всемирном фестивале. А он мне на небо показывает, дескать, — там тучи, и людям надо поторопиться, иначе дождь намочит валки, и сгниёт хлеб. Ну, я беседу быстренько свернул. Потом спрашиваю потихоньку у ребят: кто это такой? А в ответ слышу: «Первый секретарь крайкома партии Николай Николаевич Органов!».
Закончив работу в крае, бывший первый секретарь, как и его послевоенные предшественники, пошел вверх – стал заместителем председателя Совета Министров РСФСР, затем возглавлял Президиума Верховного Совета крупнейшей республики Союза, в 1963—1967 годах — посол СССР в Болгарии, потом до пенсии курировал подготовку дипломатических кадров.
Скончался 5 мая 1982 года в Москве.
Эпоха Кокарева
Александр Акимович Кокарев так же как и его предшественники не был сибиряком (он родился на Украине в Екатеринославской губернии) но в отличие от них, как руководитель сформировался именно в Красноярском крае. Он прибыл к нам в начале войны вместе с эвакуированным запорожским заводом «Коммунар», возглавляя одновременно
группу подготовки производства механического цеха, сам цех и ОТК.
Далее: 1945—46 годы — заместитель секретаря Красноярского горкома, затем директор завода самоходных комбайнов, потом опять руководит краевой столицей, с 1954 года – второй секретарь крайкома, а через четыре года становится первым лицом края, которым руководит больше десяти лет.
Вот как вспоминает эти годы его сын Геннадий Александрович:
« Это были годы крупного разворота дел, когда вступали в строй действующие предприятия, возведение которых было начато ещё до войны, закладывались крупнейшие промышленные объекты страны.
При нем в Красноярске был открыт автодорожный мост через Енисей, завершилась электрификация железной дороги, построены шинный завод, заводы синтетических волокон и биохимических препаратов, Ачинский глинозёмный комбинат, началось производство телевизоров, дали ток два агрегата строящейся Красноярской ГЭС, запущена Назаровская ГРЭС… Почти все 70-е Кокарев руководит Госрезервом, становится членом ЦК. Но в Красноярском крае с его именем связывают целую эпоху.