Вся наша жизнь – это странствие по лабиринтам души. И враг, и друг живут здесь – в нашей голове. И чтобы побороть свою зависимость, необходимо прежде всего понять и принять себя, а затем начать глубокую и доскональную работу со своим сознанием.
Возможно, я для чего-то нужен
Алексей – человек с открытым лицом. Он сидит напротив меня и лучезарно улыбается. Говорит вот так просто:
– Я более 20 лет употреблял тяжелые наркотики. Не знаю, как выжил. Видимо, Бог меня любит. Очень мало осталось в живых людей, которые начали употреблять вместе со мной. Возможно, я для чего-то нужен, у меня есть миссия. Может быть, работать с такими же зависимыми, как я.
Алексей руководит мужским отделением оздоровительного центра «Добрыня», куда приходят наркоманы и алкоголики – глубоко зависимые люди, чтобы избавиться от смертельной болезни и начать жить с чистого листа. Да, именно смертельной. И Алексей говорит об этом. Сейчас он уже понимает и принимает это:
Мы работаем по 12-шаговой системе реабилитации. Первый шаг – общее понимание концепции болезни, того, что со мной происходило, когда я был в активном употреблении, а затем – когда начал выздоравливать. Моя болезнь – первичная, прогрессирующая, хроническая, неизлечимая, смертельная.
Вот так просто о смертельной опасности, которая висела над ним каждый день все эти 20 лет наркотической зависимости!
12-шаговая программа предполагает работу с психологией зависимого человека. По сути, он сам себя избавляет от опасности, работая и работая со своим внутренним «я», представлением о мире, принятием и пониманием заблуждения, в котором находился. Борется с врагом, который поселился в его голове. Да, это сложно, да, это долго, говорят зависимые, но это работает!
– Я 10 лет назад задумался о своей болезни. Тогда меня принудительно поместили в наркологию. Но выздоровления еще не наступало. У меня отняли вещество, а модели поведения остались прежними. Нужно было менять себя. Употребление наркотиков – всего лишь последствия того, что у тебя нарушены ценности, неправильные убеждения. А складывались они в детстве, когда я из дома ушел на улицу, – говорит Алексей.
Затянула мама-улица
У него была обычная, среднестатистическая семья. Отец пил, а мать постоянно его вытаскивала из запоев, работала, чтобы прокормить семью, тащила на себе весь быт и старалась воспитывать сына.
– В 1990-х годах, когда на кусок хлеба сложно было заработать, родители просто не могли уделять мне много внимания. Они работали, чтобы не умереть с голода. И недостающее я брал на улице. Самое главное было запущено, но это не вина матери. Она хотела, чтобы мне было комфортно в жизни. Это я сейчас понимаю, а тогда дворовая романтика, мама-улица вскружила голову. Там мне привили ложные убеждения.
Как многие, сначала он попробовал алкоголь, потом перешел на наркотики. И затянуло.
– Алкоголь и наркотики – психоактивные вещества, дают расслабление. Легко общаться с людьми, мир не такой враждебный, я становлюсь смелым. А потом наркотик становится твоим врагом, а затем хозяином, когда ты уже ничего не можешь сделать со своей зависимостью.
Тогда Алексей жил как в бреду. Из-за наркотиков бросил медуниверситет, так и остался с неоконченным медицинским образованием.
– Работал? – спрашиваю.
– Я бы не назвал это работой. Добывал деньги, чтобы купить наркотики. Жизнь зависимого человека до омерзения проста. Это туннель: найти-употребить, найти-употребить. Двигаешься по жизни как робот. Ничего не видишь вокруг. Нет радостей, от которых люди получают удовлетворение.
– Была семья – жена, дети?
– Давайте не будем об этом.
Сказать «нет» – это тоже подвиг для зависимого человека. Сейчас Алексей научился озвучивать свои нежелания. Говорит, благодаря внутренней психологической работе.
Все сначала
Зависимость подчиняет человека как на физическом, так и на психологическом уровне. И если вылезшие после злоупотребления болячки можно подлечить медикаментозно, для проработки второго необходима длительная реабилитация.
Двигающиеся по 12-шаговой программе говорят: работать над собой можно всю жизнь. Ведь от первого до последнего шага добраться не так просто. Сначала происходит признание зависимости, затем – необходимости получения помощи со стороны, определение силы, которая будет помогать, переосмысление собственного «я», обсуждение сложностей с «учителями» – людьми, которые помогают справиться с внутренними проблемами на пути к выздоровлению, избавление от негативных эмоций, составление списка тех, кому причинил боль, избавление от чувства вины. Здесь работает и самоанализ, и медитация на пути к высшему уровню – духовному возрождению. Тогда пациент чувствует себя счастливым и становится помощником для тех людей, которые сейчас страдают зависимостью.
Алексей прошел все эти стадии. И на пути было непросто.
– Выздоровление я никак не связывал с работой над собой. Считал – должны быть медсестры, бассейны, массажи. И получал негативный опыт. А надо было обратиться к знающим людям. Ведь вы обращаетесь в автосервис, когда ломается машина. И здесь так. Но зависимый этого не понимает. Он будет биться в стену, пока лоб не разобьет. Это не глупость, а определенное восприятие мира. Тяжело доверять, тяжело открываться, просить о помощи.
Но он попросил. И начал выздоравливать.
– Как протрезвел, начал открывать мир заново, – говорит мужчина. – Помню, в оздоровительном центре, когда закончился абстинентный синдром, прошла ломка, и я мог соображать и смотреть вокруг, вышел на улицу. У нас в отделении есть замечательный задний дворик, где стоят шезлонги. Я присел на него и вдруг услышал, как птицы поют, почувствовал, что солнце греет. Это было такое сильное ощущение, что не забудется никогда. С тех пор я каждый день принимаю для себя решение: буду выздоравливать, буду работать над своими недостатками, думать не только о себе, но и помогать другим. Это дает мне силы двигаться дальше.
Алексей уже два года не употребляет алкоголь и наркотики, не курит. Сейчас у него в жизни появились планы, есть работа – в центре с такими же зависимыми, любимая женщина, квартира, которую снимает. И он счастлив от этого и горд, что сумел взять на себя ответственность за свою жизнь. Такие простые радости были недоступны наркоману. В 44 года он все начинает сначала.