«Я не эколог, я юрист» Чтобы решать экологические проблемы, нужно в первую очередь отрегулировать законодательство

«Я не эколог, я юрист» Чтобы решать экологические проблемы, нужно в первую очередь отрегулировать законодательство

Нынешний год объявлен в России Годом охраны окружающей среды. Казалось бы, в стране множество других проблем, требующих к себе повышенного внимания. Но те, кто возводит в приоритет пенсии и ЖКХ, наверное, не понимают, что если «воздухом нельзя дышать, воду нельзя пить, а пищу нельзя есть, то все остальное теряет смысл».

Сегодня 15 % территории России находится в неудовлетворительном экологическом состоянии, 40 % населения страны живет в городах, где зафиксировано превышение допустимых концентраций вредных веществ в воздухе. Среди этих городов – Красноярск, Норильск, Ачинск, Лесосибирск и Минусинск.

В Красноярском крае разработан закон «Об экологической безопасности и охране окружающей среды», написана и обсуждается долгосрочная концепция экологической политики. Сможет ли это изменить ситуацию к лучшему?

Об этом – разговор с председателем комитета по природным ресурсам и экологии, главным идеологом экологического законодательства, депутатом Законодательного собрания Красноярского края Александром СИМАНОВСКИМ.

Миссия, которая выполнима

– Александр Алексеевич, города Красноярского края год от года лидируют в рейтингах самых загрязненных территорий. Складывается ощущение, что экология не слишком интересует нашу власть…

– Системно мы начали заниматься проблемами экологии с 2008 года. Проводили круглые столы по всему краю, изучали ситуацию, накапливали информацию. Полагали, что таким путем сможем делать экологическую политику в крае. Результатом этой работы стали публичные слушания, где мы впервые подняли вопрос о том, какие законы в сфере экологии нам нужны, и поставили перед депутатами Законодательного собрания невыполнимую задачу – написать экологический кодекс.

– Почему невыполнимую?

– Потому что нет федерального экологического кодекса. За полтора года с нуля вместе с нашими учеными из СФУ мы написали проект кодекса. В прошлом году провели обсуждение и пришли к выводу, что принять его не можем, потому что он противоречит федеральному законодательству. Оказалось, у нас нет полномочий для того, чтобы улучшить экологическую ситуацию в Красноярском крае. Поэтому пошли другим путем – решили создавать законы конкретно для тех экологических проблем, которые необходимо решать у себя, и на основании тех полномочий, которые у нас есть. В итоге 20 марта в Законодательное собрание внесен проект закона «Об экологической безопасности и охране окружающей среды». Этот закон совмещает в себе как минимум десять законов края.

– Вы не предпринимали попытки изменить федеральное законодательство?

Симановский и Цыкалов.jpg– Мы все время стучимся в эту дверь. Основная наша задача сегодня – это работа с Госдумой. В 2012 году добились включения краевого компонента в федеральную программу «Чистая вода». Постоянно напоминаем Федерации о том, что жизненно необходимы краю программы «Чистая Ангара» и «Чистый Енисей».

Наша инициатива – это «Положение об экологической экспертизе вредных предприятий». Работать над ним мы начали задолго до всяческих общественных инициатив. В ситуации с ферросплавным заводом изначально говорили, что у края нет полномочий для запрета строительства. Но разработали и приняли закон Красноярского края о том, что строительство такого объекта необходимо согласовывать на публичных слушаниях. А федеральное законодательство мнение жителей не учитывает. Поэтому пришлось добиваться от Госдумы закона, по которому любое вредное производство требует экологической экспертизы. В планах – подвигнуть Федерацию на создание экологического кодекса.

Сегодня, в том числе и по нашей инициативе, уже разрабатывается федеральная программа по обращению с твердыми отходами. В крае она действует на протяжении двух лет, но выделить на ее реализацию больше 150 млн рублей в год пока не можем.

– В чем суть этой программы?

– В том, что краю необходимы заводы по сортировке и переработке мусора. За счет бюджета мы их построить не можем, поэтому мы предусмотрели налоговые льготы для инвесторов, желающих заняться таким бизнесом. Край выделяет средства на технику, контейнеры, полигоны и уборку несанкционированных свалок. Кроме того, сейчас в Законодательное собрание внесен проект закона, согласно которому, если на территории будет работать мусоросортировочная линия или завод, отходы нужно будет в обязательном порядке везти туда, а не на полигон. Можно сколько угодно говорить об экологии и тратить какие угодно деньги, но если не будет соответствующего законодательства, не произойдет и реальных изменений.

– Как долгосрочная концепция экологической политики Красноярского края сможет изменить ситуацию к лучшему?

– Мы сможем улучшить экологическую обстановку, только если будем комплексно подходить к решению проблем. Если не будет стратегии, не будет и понимания, какие мероприятия нам необходимы и сколько денег на это нужно. А значит, так и будем дышать грязным воздухом и пить нечистую воду. 29 марта эта концепция будет обсуждаться на публичных слушаниях – надеемся, что она получит одобрение. Я считаю, сделана она очень качественно.

Для объективной оценки состояния окружающей среды края мы привлекали лучших ученых, экспертов. Кто-то возмущается – мол, на книжечку в 35 страниц потрачено два миллиона рублей. Но ведь к этим 35 страницам прилагаются еще пояснительные записки на 600 листах… Над концепцией трудились 50 человек: в ней прописаны конкретные мероприятия, определены суммы, обозначены показатели, которых нам нужно достичь. И все это с учетом социально-экономического развития Красноярского края, появления новых предприятий и воплощения масштабных инвестпроектов, которые не могут не повлиять на экологию региона. Для реализации этой концепции необходим минимум миллиард рублей в год. Сегодня мы тратим на охрану окружающей среды всего около 300 млн. И если продолжать в том же темпе, нам скоро нечего будет охранять.

Дышать легче не стало

– Почему, несмотря на такую передовую законодательную инициативу в сфере экологии, города Красноярского края остаются в лидерах самых загрязненных в России?

– Нельзя сказать, что мы заняты исключительно написанием законов. Мероприятия краевых программ по экологии реально снижают вредные выбросы в окружающую среду. Для тех, кто занимается улучшением экологической ситуации, предусмотрены налоговые льготы. И эта система работает.

Приведу пример по КрАЗу: за последние пять лет предприятие в два раза снизило выбросы в воздух. А дышать-то легче не стало. Потому что за это время в городе в три раза увеличилось количество автомобилей, выросли выбросы от ТЭЦ…

– Сегодня главный фактор загрязнения окружающей среды в Красноярском крае – это что?

– Четыре фактора: наши крупнейшие промышленные предприятия, угольные котельные, транспорт и… мусор.

– И тот факт, что в крае закрылось множество промышленных предприятий…

– …Значит, они не так существенно влияли на экологию края. Глобально влияют лишь крупнейшие металлургические предприятия. Мы обсуждаем возможность разработки газовых месторождений в Богучанском районе и ставим вопрос о начале газификации Сибири. Но должны понимать, наша угольная промышленность – это десятки тысяч рабочих мест и серьезные налоговые отчисления в бюджет.

субботник– Получается, мы сегодня пожинаем плоды индустриализации советской и ранней постсоветской эпохи, когда об экологии в принципе никто не задумывался…

– Мы же все знаем, как Красноярск стал промышленным городом: во время Великой Отечественной войны сюда эвакуировали целый ряд предприятий. Затем на существующей базе появились другие производства. Это данность, но с ней нужно что-то делать. Сегодня мы ставим задачу – вынести все вредные производства за границы муниципалитетов.

– Это реально в принципе?

– Реально, но очень сложно. Для этого мы должны решить земельные вопросы, предусмотреть льготы для владельцев заводов – чтобы им было выгодно переместить свое производство за город. Это огромные затраты, и без участия федерального правительства решить их невозможно.

– В Европе и Азии зачастую посреди города можно встретить маленький мусороперерабатывающий или цементный заводик, бумажный комбинат. На территории, условно говоря, кипарисовые рощи – и никто не возмущается соседством. Значит, существуют технологии, способные сделать вредные производства безопасными для экологии. У нас хоть где-то они применяются?

– Сегодня КрАЗ, один из крупнейших загрязнителей воздуха Красноярского края, запускает экспериментальный корпус для промышленных испытаний технологии производства алюминия на базе инертных анодов. Эта технология позволит в разы сократить объем выбросов вредных веществ. И если это получится, мы все сразу почувствуем – просто выйдя утром на собственный балкон.

В Богучанском районе хотели построить целлюлозно-бумажный комбинат по немецкой технологии, которая не наносит вреда окружающей среде. Отправили представителей общественности в Германию, чтобы те лично убедились в безопасности предлагаемой инвесторами технологии. И люди дали добро на постройку комбината. Другое дело, что проект в целом не прошел госэкспертизу. Но эти немецкие технологии можно ведь применить и на Красноярском ЦБК…

– Ферросплавный завод тоже может быть безопасным?

– Я не поддерживаю истерии, которая создается вокруг этого завода. По проекту, он будет выбрасывать в воздух 8 тонн загрязняющих веществ. Для сравнения: КрАЗ уже сегодня выдает 66 тонн. Но если алюминщики внедрят вышеобозначенную технологию и в разы снизят выбросы, сложением этих тонн заниматься не придется.

Я с самого начала призывал общественность к разговору. Давайте сначала посмотрим, что предлагают инвесторы. И если то, что они говорят, правда, то строительство выгодно краю: тысячи рабочих мест, налоговые отчисления. Нужно понимать, что стоять на пути новых производств означает одно – безработицу. А современные технологии способны сделать любое производство практически безопасным. И позиция Законодательного собрания, министерства природных ресурсов и лесного комплекса в этом вопросе однозначна – любое предприятие должно строиться только с использованием современных технологий, минимизирующих воздействие на окружающую среду. Другое дело, что необходимо контролировать исполнение обязательств собственника. Для этого, в том числе, и принимаем специальный краевой закон «Об экологической безопасности». Он будет касаться всех проблем экологии: и охраны окружающей среды, и экологического образования, и строительства вредных производств. Мы предполагаем создать общественный экологический контроль, который будет отслеживать ситуацию в крае.

– И общественный контроль сможет влиять на принятие решений о строительстве новых заводов?

– Строительство новых производств, изменения в технологии – эти вопросы будут обсуждаться на общественных экологических советах, возглавить которые должны руководители представительных органов муниципальных образований. Что в абсолюте лучше для территории: новые рабочие места или чистая природа, – должны решить на совете сами жители, депутаты ЗС, депутат от этой территории в Госдуме. Инвесторам непросто будет преодолеть такой барьер. Зато коллегиальность должна исключить политические игры в принятии столь серьезных решений.

– Помимо общественного мнения существует еще один мощный способ воздействия на предприятия – штрафы. Это работает? Или предприятию проще заплатить, чем привести в соответствие с требованиями свою технологию?

Размер штрафов за экологические нарушения достигает нескольких сотен тысяч рублей или даже миллионов. Но основная часть этих средств уходит в федеральный бюджет. Мы просим Федерацию: если нет возможности финансово помочь реализации наших экопрограмм, дайте полномочия – на основании своих законов мы будем налагать штрафы и направлять их на свои экологические мероприятия.

А сейчас муниципалитетам и надзорным органам просто неинтересно ловить нарушителей. Какой смысл? Проще сработать для галочки. К примеру, есть у нас программа по обращению с твердыми отходами, планируем ее реализацию в деревнях Абанского района в 2014 году. Так пусть надзорные органы приходят туда с проверкой в 2015 году. А они приходят сейчас и требуют, чтобы главы поселений убрали свалки. При этом только проектно-сметная документация на создание полигона для захоронения ТБО стоит как три бюджета одного поселения.

Поэтому-то мы и ведем разговор о единой политике в области экологии. Все действия властей должны подчиняться одной логике, одной цели. Эту идею мы озвучиваем и на уровне Федерации, добиваясь принятия экологического кодекса.

Радиационная истерия

– Александр Алексеевич, в редакцию нашей газеты регулярно приходят письма с требованием прекратить захоронение ядерных отходов на территории края и вывезти все, что уже захоронено. Существуют ли основания для подобных требований? Есть ли радиационная угроза на территории края?

– Нет. И то, что сейчас эта тема поднимается, – не более чем политический ход. Предмета для обсуждения нет. Хранилище уже построили, и оно уже работает. Честно скажу – такие хранилища намного безопаснее, чем гидротехнические сооружения. Мы побывали на аналогичном объекте во Франции. И наше, железногорское, хранилище ничем ему не уступает. Ядерная физика в России развивается на порядок быстрее, чем в остальных цивилизованных странах, по крайней мере быстрее, чем в Японии. Технология сухих хранилищ ОЯТ в принципе не позволит создать ситуацию Фукусимы в Красноярском крае.

Более того, сегодня стоит вопрос о создании долгосрочных хранилищ ядерных отходов. Процедура создания такого хранилища сложная – сначала определяется место для строительства экспериментальной лаборатории, затем на протяжении длительного времени там проводятся испытания, и потом уже выносится решение – а можно ли создавать в этих условиях такое хранилище. В Росатоме считают железногорские скалы одним из самых безопасных мест для захоронения ядерных отходов, поэтому предложили построить там экспериментальную лабораторию. В Железногорске уже проходили общественные слушания по этому поводу. До 2014 года будет создана проектно-сметная документация, до 2020 года будет работать лаборатория. А будет или нет долгосрочное хранилище в Железногорске – мы пока не знаем. И я считаю, что это не та тема, вокруг которой сейчас нужно нагнетать обстановку.

Начинать нужно с себя

– Экологией вы начали заниматься по велению сердца или так вышло?

– Абсолютно случайно. Я юрист по образованию. В 2007 году выиграл выборы от Богучанского округа, за меня тогда проголосовали 70 процентов жителей. И когда стали распределяться по комитетам, мне предложили стать заместителем председателя комитета по природным ресурсам и экологии. Затем Виктор Зубарев ушел, и я занял место председателя. И возникло понимание, что вопросами экологии нужно заниматься системно. Я не эколог, я юрист, но я твердо убежден, что главные полномочия депутата – принимать законы и законодательно регулировать те или иные отрасли.

– То есть если все грамотно выстроить юридически, то положительный результат гарантирован?

– Беззаконие никогда не приведет к решению проблем. Пока мы не написали закон о переселении из зон затопления, мы не могли даже приступить к переселению. Так же и здесь. Мой опыт работы следователем и адвокатом говорит, что нужно сначала понять, что делать, а потом уже делать. Это и есть системный подход.

С точки зрения экологии где безопаснее жить в Красноярске? Где живете вы?

– Я родился и вырос в Кировском районе, живу в Центральном. Считается, что самое лучшее место для жизни в Красноярске – это Академгородок с его березовой рощей. А там самый большой уровень бензопирена, и сейчас мы разбираемся из-за чего.

Чтобы мы жили лучше, в Красноярске нужно сократить количество транспорта. Мы это понимаем. Приезжаем в деревню, а там свалка вдоль центральной улицы. И ведь намусорили-то не депутаты Заксобрания, а жители этой деревни. А ликвидировать свалку просят нас. Так вы не мусорьте!

– Это уже вопрос экологического воспитания…

– Да. И поэтому экологическому образованию в законе мы уделили большое внимание. Мы должны выделять деньги на специальные учебники и пособия, формировать у ребенка бережное отношение к окружающей среде начиная с детского сада. Это часть комплексного подхода к решению проблемы.

Было много споров о том, как назвать закон. В итоге остановились на названии «Об экологической безопасности и охране окружающей среды». На Красноярском экономическом форуме мы говорили с федеральными экспертами о том, что экология сейчас воспринимается только как воздействие человека на окружающую среду, но на самом деле в первую очередь это воздействие индустриальной среды на человека. А значит – совсем другой подход к решению проблем.


Леса без птиц и земли без воды

Из концепции экологической политики Красноярского края

* Красноярский край занимает первое место среди субъектов РФ по общей массе выбросов загрязняющих веществ от стационарных источников. Города Красноярск, Норильск, Ачинск, Лесосибирск, Минусинск входят в приоритетный список городов РФ с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха.

* Поверхностные воды с точки зрения качества оцениваются как «загрязненные-грязные». Около 400 тыс. человек пьют воду с ненормативным содержанием вредных веществ. Протяженность рек, нуждающихся в расчистке, составляет 168,9 км.

* По количеству образования отходов край входит в десятку субъектов РФ – крупнейших производителей отходов. Количество полигонов ТБО недостаточно, почти треть их не отвечает действующим требованиям. Ежегодно фиксируются более 300 новых мест несанкционированного размещения отходов. Не развита система сбора и транспортировки ТБО, практически полностью отсутствуют предприятия по их сортировке и переработке.

* Наблюдается повсеместное ухудшение качественного состояния земель сельскохозяйственного назначения. Происходит загрязнение земель химическими и другими веществами. Значительные площади земель выбывают из оборота в результате разработки полезных ископаемых, проведения геологоразведочных, строительных и других работ.

* Загрязнена техногенными радионуклидами пойма реки Енисей, собрано большое количество жидких радиоактивных отходов и отработавшего ядерного топлива в результате прошлой деятельности ФГУП «ГХК». В крае большое количество природных радиоактивных аномалий и радоноопасных районов.

* Ежегодно на территории региона фиксируется от 500 до 1 600 пожаров, лесная площадь, пройденная пожарами, составляет в среднем 76 тыс. га в год. Обеспеченность жителей городов зелеными насаждениями ниже нормативных требований.

* Перечень редких растений и грибов состоит из 498 видов (15 % изученного видового состава), к вероятно исчезнувшим и находящимся под угрозой исчезновения относится 58 видов. Перечень редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных состоит из 141 вида (30 % от общего числа видов фауны края), из них 7 вероятно исчезнувших и находящихся под угрозой исчезновения.

Читать все новости

Видео

Фоторепортажи

Также по теме

Без рубрики
18 апреля 2024
Пропагандистские сказки о том, как в СССР украинский «запрещали»
Наткнулся в интернете на очередной опус одного укропропагандиста, который объяснял своим согражданам, почему они должны ненавидеть Россию и русских и
Без рубрики
18 апреля 2024
Обь-Енисейский канал – первый и единственный за Уралом
На протяжении двух столетий реки были главными «дорогами» Сибири. Первопроходцы шли через многочисленные притоки главных водных магистралей неизведанной земли, путь
Без рубрики
18 апреля 2024
«100 фактов об Астафьеве»: Свою самую «заветную» книгу «Последний поклон» писал более 30 лет
Замысел книги родился еще в 1957 году, когда молодой Астафьев поехал в командировку на Красноярскую ГЭС: «Меня потрясло то, что