С краснояркой Лидией Васильевной Десятовой мы познакомились накануне Дня воинской славы – Дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Ей было пять лет, когда ее эвакуировали из блокадного Ленинграда. Но женщина хорошо помнит как жили люди в те страшные годы осады.
Папу убили при бомбежке, когда он стоял в очереди за хлебом. В семье наступил голод. Мама Лиды каждый день уходила на работу на завод, а девочка оставалась дома одна. Она подставляла стульчик к громкоговорителю и слушала радио.
А когда объявляли бомбежку, спускалась в бомбоубежище. Дом Лиды и ее мамы разбомбили, и их поселили в большом зале консерватории. Здесь в ряд стояло много роялей. Лидия Васильевна до сих пор помнит их звук, когда мама ночью ударилась об один из инструментов. Утром, проснувшись, девочка не смогла разбудить свою маму, с которой спала на одних полатях. Позвала старшего соседского мальчика Валентина. Тот со знанием дела пояснил: «Мама твоя умерла. Надо ей положить на глаза копейки».
— Смерть тогда была привычной, — отмечает женщина. – Мы с Валей начали искать копейки, чтобы положить маме на глаза. Вытащили у нее из карманов все документы. Из-за этого я до сих пор не знаю когда у меня день рождения – метрика потерялась. Не знаю и имени своей мамы.
А на следующий день умерла мама шестилетнего Вали. Дети остались одни. Бродили голодные по улицам, там и подобрали их взрослые. Определили в Ленинградский детский дом. А в 1942 году по Дороге жизни вывезли в Ярославскую область.
Лидия Васильевна окончила ФЗУ, работала в Рыбинске на авиационном заводе. Затем по комсомольской путевке отправилась на Кузбасс – работала в шахте, выдавала уголь «на гора».
— Мы с девчонками вручную толкали вагонетки с углем, когда они сходили с рельс, — вспоминает блокадница.
Работала она в Луганске, а затем по комсомольской путевке в 1957 году приехала в Красноярск – строила город. Получила высшее образование и более 12 лет отработала бухгалтером в Енисейском речном пароходстве.
А в 59 лет начала писать стихи.
— Я шла по площади рядом с администрацией Красноярска, и так на меня подействовала красота сибирской природы, что в голову полились строки и сами сложились в стихи, — рассказывает Лидия Десятова. – Я пришла и записала их. Это были строки про дятла.
Сейчас Лидия Васильевна выпустила восемь сборников своих стихов, готовит девятый. Она зарифмовала все события из своей жизни. Особое место в ее творчестве занимает тема блокадного детства, проведенного в осажденном Ленинграде. Специально для «НКК» она прочла одно из своих стихотворений.





