Александр Штеле уверен: онкология любой стадии чаще всего излечима, главное – поверить в это, перестать думать о болезни, настроиться на жизнь. Сам Александр перенес тяжелейшее заболевание – рак крови. Вылечился, а теперь помогает другим людям, узнавшим о своем недуге, поверить в собственные силы и побороть болезнь.
Живи!
– У меня как у всех было: семья, дом, работа. Никаких проблем, – вспоминает Александр. – Высшее образование получил, на работе шел на повышение. А потом мир как будто перевернулся. Плохо себя почувствовал. Пошел в больницу, говорят: все нормально, только гемоглобин низкий.
После долгого обследования выяснилось: у него тяжелое заболевание крови – лейкоз. Парня сразу же отправили в больницу, а ему не верилось: всю жизнь не болел ничем, откуда взялось?
– Люди, которые столкнулись с болезнью, говорят: мир разделился на «до» и «после». Это действительно так. Мне стало страшно. Я думал – конец.
Александру тогда было всего 24 года. Незадолго до этого от рака умер его отец. Болел мучительно. Сын с ним все больницы прошел.
– У меня с отцом тесная духовная связь, – говорит мужчина. – Потерять его было тяжело. Я как-то пришел к нему в больницу и говорю: «Как я без тебя жить буду? Не умирай!» Он посмотрел на меня: «Я тоже так думал, когда родителей провожал. Справился. И ты живи».
После смерти отца заболеть лейкозом! Как-то в голове не укладывалось. Молодой человек совсем надежду потерял, ведь кругом были одни негативные примеры. В тот год умерла Уитни Хьюстон, и красноярец думал: «Если богатые и знаменитые не могут с болезнью справиться, мне и надеяться не на что».
– Химиотерапию я плохо перенес, органы отказывались работать, – о том периоде Александр и вспоминать не хочет. – Я совсем отчаялся. А в какой-то момент вслух произнес: «Господи, если есть хоть один шанс выжить, дай мне его!» Просматривал новости в Интернете и наткнулся на сообщение: «Китайские ученые в 98 процентах случаев вылечивают рак крови». Открываю новость – мой вид лейкоза!
Важна вера в победу
Александр Штеле – решительный человек. Он не верил до конца в излечение, но занял деньги и поехал в Китай.
– Я считаю, что онкология – это заболевание души. Посудите сами: в Красноярске мы все живем в одинаковых условиях, одни до 90 лет доживают без проблем, а другие в 40 умирают от рака. Почему? Для меня этот вопрос стоял тогда остро. Онкология дает понять, что мы не вечны. Начинаешь думать: а что после смерти, для чего мы живем? Раньше считал: есть квартира, машина, деньги – что еще нужно? А когда заболеваешь, происходит перезагрузка.
Иногда у молодого человека, измученного химией, возникала мысль: скорее бы уйти, все равно итог один.
– Это страх, – отмечает Александр. – А он убивает быстрее онкологии.
Нет, Александру не говорили: «Ты умрешь через месяц или год», врачи корректно отмечали: с таким видом лейкоза выживают 30 процентов пациентов. И у него не было большой уверенности в своем светлом будущем. Пока в палату в китайской клинике в Даляне не вошел врач Хуан Шалинь (доктору 89 лет, а он фору молодым даст!) – посмотрел зрачки пациента, пощупал пульс и сказал: «Я тебя вылечу». Этих слов хватило Александру, чтобы поверить в свои силы и начать бороться.
– После слов врача мне сразу стало легче, – отмечает молодой человек. – Тогда я понял, как важна уверенность в победе.
Лечение в Китае продолжалось 2,5 года. Александр ездил из Красноярска в Далянь и обратно. Ему нужно было работать, чтобы оплачивать лечение и содержать семью. Но денег все равно не хватало. Устроился на вторую работу. И – лечился, лечился, лечился.
– В 2014 году я решил для себя: хватит. В Китай больше не езжу, поддерживаю здоровье дома, наблюдаюсь в Красноярске.
Кто болен?
С момента возникновения болезни у Александра прошло уже шесть лет. За это время у него появилось двое детей, он пришел к вере. Говорит, именно вера помогла преодолеть страх болезни.
Еще в Китае молодой человек взялся изучать мировые религии – хотелось понять, какая ближе. Он был крещен, носил крестик, но глубокой веры не хватало. Да еще вычитал где-то, что верующего человека можно рассматривать как душевнобольного. Посмотрел статистику: 33 процента населения земли – христиане. Неужели все они шизофреники?
– Смотрю – жизнь у них праведная. В приоритете семья, дети, любовь. Задумался: может быть, это я душевнобольной?
Александр говорит: Бог дает. Сначала детей дал (хотя предупреждали его, что после процедур потомства может и не дождаться), затем учение. Потом в храм привел и мысль в голову вложил: нужно помогать людям, столкнувшимся с тяжелым заболеванием, научить их бороться за свою жизнь.
Снять страх
Два года назад Александр Штеле на одном из телеканалов Красноярска проводил акцию «Мы выбираем жизнь». Нашел людей, победивших рак, и записал их истории.
– Чтобы люди видели и не хоронили себя, – говорит Александр. – Правда, до недавнего времени с больными работать боялся. Тяжело смотреть на чужие страдания. А потом сказал себе: надо меняться, становиться сильнее, мудрее. Пришел к настоятелю храма Иоанна Предтечи и рассказал о своей идее – вести прием больных онкологией, настраивать их на победу над болезнью.
Новая служба только несколько месяцев действует, но у Александра уже свои постоянные «прихожане». Люди, больные раком, идут к нему с двумя главными вопросами: нужно ли лечиться и как вылечиться. С каждым Александр работает индивидуально, ведь универсальных ответов не существует. Рассказывает свою историю исцеления, заставляет задуматься о жизни. Отмечает: люди отвлекаются от своей проблемы. А это очень важно в борьбе за выздоровление.
– У каждого есть внутренние силы, – говорит волонтер. – И если включить их, можно победить болезнь. Когда человек заболевает, он живет своей болезнью. Моя задача – сбить его с этого настроя, чтобы он отошел от пагубных мыслей. Иосиф Кобзон 13 лет назад заболел раком, но победил его – не пал духом. Владимир Познер уже 24 года живет после онкологической операции, не сдался. И таких примеров масса. Так давайте же говорить о них!
Сейчас Александр задумал еще один проект, призванный облегчить последние дни жизни паллиативных пациентов. Тех, у кого уже нет надежды на выздоровление, кого выписали домой умирать. Волонтер рассуждает: онкология может убивать полгода, а почему человек должен ждать смерти? Не лучше ли заняться любимым делом или сделать наконец то, до чего руки не доходили всю жизнь?
– Наша задача – снять с человека напряжение, ожидание смерти, увлечь его, – говорит Александр. – Например, если он был рыбак, предложить съездить на рыбалку. Хотел всю жизнь спеть песню – предоставить ему такую возможность в студии звукозаписи. Главное – снять страх смерти.
Конечно, для этого проекта требуются дополнительные помощники-волонтеры и технические средства. Ведь больной онкологией человек нередко бывает бессилен самостоятельно дойти до машины. Ему требуется уход и медицинская помощь. Александр уже задумывается заявиться на президентский грант с этим проектом: приобрести машину для перевозки тяжелобольных и несколько кресел-колясок. Но руки волонтеров – заботливые и умелые, неравнодушные сердца нужны уже сегодня.
Если вы нуждаетесь в поддержке или сами хотите помогать страждущим, Александр Штеле ждет вас в храме Иоанна Предтечи (Красноярск, ул. Горького, 27) по средам с 17 до 19 часов и по субботам с 10 до 13 часов. Телефон 271-39-33.
Фото Олега КУЗЬМИНА