Семья Редкозубовых переехала из Ростовской области в Норильск, когда будущему двукратному паралимпийскому чемпиону было всего три года. Мама Валеры была заведующей столовой, папа работал в шахте. Рядом с частным домом, где они жили, был горнолыжный склон. Валера часто на него смотрел и пристально следил за тем, как катаются горнолыжники. Поэтому неудивительно, что спортом мальчик «заболел» всерьез…
В чем только не попробовал себя Валера в детстве! Увлеченно играл в хоккей и даже в цирковом кружке выполнял элементы акробатики. Но никогда не забывал о горных лыжах. В 11 лет наконец записался на занятия. Стало получаться. Но Валерий даже в сборную Красноярского края не попадал – результат показывал, но вызывать спортсмена на сбор из Норильска по тем временам было слишком дорого.
А потом была армия. Когда вернулся, просто катался на любимых лыжах. Из Красноярска в Норильск приехал тренер, который «заразил» Редкозубова могулом – одной из дисциплин фристайла. Ездил на этапы Кубка России. Но новая напасть – травма колена. И тут в жизни горнолыжника и фристайлиста появляется… сноуборд! Неугомонный – по-другому и не скажешь – Валерий опять решил попробовать что-то новенькое. Правда через несколько лет все-таки вернулся в горные лыжи.
Но не только спорт интересовал Редкозубова. В начале 90-х он познакомился со своей будущей женой Элиной. Какое-то время они просто общались в одной компании друзей.
– Чувства не удержишь (улыбается). Постепенно мы становились все ближе друг другу. Когда мне уже было 24, она ко мне переехала, и мы начали жить вместе.
И все ведь было хорошо – любимая женщина рядом, есть работа на руднике, которую удается удачно совмещать с поездками на соревнования. На руднике Валерий работал сначала слесарем, сварщиком, а потом бурильщиком шпуров. В 2003 году Редкозубов попал под взрыв – на руднике сработала отказная взрывчатка. Тяжелые травмы, больница, реабилитация и… свадьба!
– Мы с Элиной планировали свадьбу на лето 2003 года. В апреле я получил травму и полтора месяца пролежал в больнице. Жене сразу сказал: «У меня нет никаких комплексов, но, если ты хочешь, давай свадьбу перенесем». Надо отдать ей должное – она сказала, что ей все равно. Так что был я на нашей свадьбе в темных очках, зубов половины нет… Но мы поженились в тот непростой год и в браке уже почти 11 лет!
В течение трех лет после травмы Валерий с женой каждые полгода ездил на восстановление в Уфу. Медики ему сделали много пластических операций, чтобы он выглядел так, как теперь. Но зрения Валерий практически лишился…
А душа рвалась вновь на горнолыжный склон. Редкозубову хотелось продолжать жить полноценно, а не жалеть себя. И он буквально через год после травмы снова встал на лыжи. Родную горку в Норильске он знал наизусть. Катался для своего удовольствия, но, конечно, не так быстро, как раньше.
– В 2006 году я впервые увидел по телевизору паралимпийцев. Узнал, что есть слабовидящие спортсмены. Начал звонить, узнавать, где в нашей стране с ними работают. Нашел информацию про чемпионат России среди слабовидящих и в 2007 году поехал туда за свой счет. Там выиграл и слалом, и слалом-гигант. Так сразу стал двукратным чемпионом России, и на меня обратили внимание. Мне позвонили из Красноярска и предложили работать. Через полгода поставили на зарплату, так я и стал профессиональным спортсменом.
Упорный Редкозубов начал ездить на международные соревнования. Были и призовые места, и неудачи – жить стало очень интересно. Паралимпиада-2010 в Ванкувере выпала на неудачный сезон – Валерий восстанавливался после операции на коленях и не успел подвести себя к стартам в нужной форме. Расстроился, ведь ожидал от себя большего.
– Но я чувствовал, что могу, что способен выиграть на Паралимпиаде. К тому же в начале четырехлетнего цикла до Сочи в сборной произошло много позитивных изменений – появился новый тренер, дали хорошее финансирование, создали отличные условия для подготовки. И, как видите, все получилось!
Сегодня Валерий отдает спорту всю свою жизнь. В шутку сравнивает себя с моряком – неделю дома, месяц-полтора – на сборах и соревнованиях. Его жена Элина живет в Норильске, работает продавцом в спортивном магазине и терпеливо каждый раз ждет возвращения своего любимого героя.
– Жена, конечно, поддерживает. Но когда меня нет сильно долго, начинается: «Ну когда ты уже приедешь?» Думаю, что все супруги спортсменов понимают, что мужа будут видеть редко, и морально готовы к этим трудностям.
Паралимпийский спорт прекрасен еще и тем, что ему «все возрасты покорны». Хочет ли Валерий теперь попасть на Паралимпиаду-2018 в Корею?
– В спорте, конечно, сильно не запланируешь. Но если все будет успешно складываться – и домашняя обстановка, и мое физическое состояние – почему бы нет? Вот в Сочи выступал 55-летний американский горнолыжник. Мне сейчас 41 год. Так что… все может быть!