Очередной сезон дорожники края начнут по новым правилам. Правительство России утвердило 17 межгосударственных и национальных стандартов (ГОСТов). Они обязательны к исполнению. В Министерстве транспорта РФ считают, что ужесточение норм повысит внимание региональных властей к дорогам.
Сфера применения
Де-юре новые правила начали действовать с 14 ноября прошлого года. Де-факто с ними, в основном, придется столкнуться через несколько месяцев, когда сойдет снег и асфальтоукладчики массово выйдут на автомобильные магистрали.
Итак, что изменилось?
Вообще-то подобные нормы действовали и раньше, но только на федеральных трассах, и носили рекомендательный характер. Спустя некоторое время в Росавтодоре подсчитали: за пять лет дорожники в два раза увеличили протяженность автобанов, соответствующих нормативному состоянию. С 39 % в 2012 году до 80 % в 2017-м. Ознакомившись с такими обнадеживающими результатами, Госавтоинспекция МВД России предложила сделать ГОСТы обязательными. И расширить сферу их применения на дороги регионального и муниципального значения.
Отныне ГОСТ «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию» звучит так: на дорогах не должно быть просадок, выбоин и других повреждений, затрудняющих движение транспорта. А если они есть, то сроки ликвидации неровностей должны составлять от пяти до десяти дней в зависимости от типа дорог. Например, быстрее всего нужно ликвидировать ямы на автомагистралях. Предельные размеры выбоин и других дорожных повреждений не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см.
По тому же ГОСТу сроки «ликвидации зимней скользкости» и очистки снега для автомобильных дорог составляют от четырех до шести часов, тоже в зависимости от типа трассы.
Наконец, дорожные службы обязаны менять поврежденные знаки в течение трех суток после того, как обнаружена поломка, а знаки приоритета – в течение суток. Касаются нормы и дорожной разметки: она должна быть хорошо различима в любое время суток.
За соблюдением этих правил следит ГИБДД. И штрафы нарушителям грозят немаленькие – до 100 тысяч рублей на должностных лиц, до 500 тысяч – на юридических.
А как исполнять?
В принципе, сама по себе цель нововведений благая. Ведь чем ровнее дорога, тем меньше ДТП. Но вот реализация ГОСТов в российской глубинке уже сейчас вызывает массу вопросов. Начиная с чисто формальных: считать ли нарушением устранение ямы за одиннадцать, а не за пять-десять дней, как предписано правилами? И заканчивая более насущными: где брать деньги?
– Это очень важные нормативы, но их соблюдение потребует больших затрат, – говорит руководитель экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре. – Регионам может попросту не хватить бюджетных средств на приведение дорог в соответствие с нормами.
Еще в 2014 году Минтранс РФ провел исследование, которое показало: на содержание 1 км региональной или межмуниципальной дороги есть лишь треть от необходимых денег. Эти цифры применительно к нашему краю подтвердили и в КрУДоре. В ведомстве отметили: ни одну яму дорожники без внимания не оставляют. Однако как уложиться в отведенные ГОСТами сроки – большой вопрос.
– Пока непонятно, станут ли регионы исполнять новые нормы, нужно изучить проблему через некоторое время, – отметил профессор Московского автомобильно-дорожного университета Норайр Блудян.
Вернется к этой теме и редакция «НКК».
О ямах, которые вы заметили на автотрассах, сообщайте в диспетчерскую службу КрУДора по телефону 8 (391) 211-76-97 (работает круглосуточно). Можно оставить свое сообщение на сайте ведомства www.krudor.ru, в социальных сетях «ВКонтакте» и «Фейсбук».